МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное предпринимательство в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальное предпринимательство в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у обучающих компетенций, необходимых для успешной реализации проектов в области социального предпринимательства;
формирование целостного представления о социальном предпринимательстве, его истоках и направлениях развития;
формирование знаний в области организации и осуществления социально предпринимательской деятельности;
формирование умений и навыков, позволяющих определять цели и задачи, а также направления деятельности социального предпринимательства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-9 Способностью использовать специальные знания, полученнные в рамках напрвленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность социального предпринимательства, основы нормативно-правового регулирования.
Понятие социальной миссии и ценностей социального предпринимательства.
Сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства. Целевые группы социального предпринимательства.
Особенности социального предпринимательства в различных сферах деятельности.
Особенности создания новой продукции на основе принципов социального предпринимательства в различных сферах.
Базовые факторы социально-предпринимательской деятельности.
Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях.
Инфраструктуру поддержки социального предпринимательства.
Особенности деятельности центров инноваций социальной сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять социальные проблемы и место социального предпринимательства в современных условиях.
Формулировать социальную миссию и ценности социального предпринимательства.
Определять сферы и направления деятельности социального предпринимательства.
Выявлять основные целевые группы для социального предпринимательства.
Разрабатывать концепцию проекта предпринимательской деятельности, включающую экономические разделы, с учетом приятых стандартов в социально-значимых отраслях.
Обосновывать ожидаемые результаты деятельности социального предпринимательства.
Использовать возможности инфраструктурной поддержки для повышения эффективности социально предпринимательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Целостного подхода к изучению социального предпринимательства с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Принятия управленческих решений при поиске источников финансирования социально предпринимательской деятельности.
Определения наиболее значимых социальных проблем.
Решения задач социального предпринимательства с учетом специфики профессиональной деятельности.
Самостоятельной исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и миссия социального предпринимательства
1.1. Сущность и миссия социального предпринимательства Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и миссия социального предпринимательства Практические 5 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и миссия социального предпринимательства Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства
2.1. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Практические 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Сам. работа 5 16 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Бизнес-идеи социального предпринимательства
3.1. Бизнес-идеи социального предпринимательства Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Бизнес-идеи социального предпринимательства Практические 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.3. Бизнес-идеи социального предпринимательства Сам. работа 5 16 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Бизнес-модель социального предпринимательства
4.1. Бизнес-модель социального предпринимательства Лекции 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Бизнес-модель социального предпринимательства Практические 5 6 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Бизнес-модель социального предпринимательства Сам. работа 5 16 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства
5.1. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Практические 5 4 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.3. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Сам. работа 5 14 ОПК-4, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А.А. Московской Социальное предпринимательство в России и в мире : практика и исследования: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" www.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Издательства Лань e.lanbook.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Фонд "Наше будущее" www.nb-fund.ru
Э5 Портал "Новый бизнес: социальное предпринимательство" www.nb-forum.ru
Э6 ЦИСС НО "Алтайский фонд МСП" www.ciss22.ru
Э7 Курс в Moodle "Социальное предпринимательство в профессиональной (управленческой) деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows

Microsoft Office

7-Zip

AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Социальное предпринимательство в профессиональной деятельности" составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе и фонде оценочных средств, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам осуществления деятельности в области социального предпринимательства.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.

В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета.