МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы отечественной истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_Историч науки и археология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 57 84 57
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., Проф., Разгон В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы отечественной истории

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46_06_01 История Исторические науки и археология Направленность (профиль) "Отечественная история" Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. N 1061.

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Актуальные проблемы отечественной истории является знакомство аспирантов с современным уровнем развития отечественной исторической науки и формирование у них системы теоретических знаний в области проблематики исторических исследований.
Задачи:
– продемонстрировать использование основных понятий, характеризующих время;
– познакомить с современными разработками и методологическими проблемами;
–изучить и проанализировать ключевые проблемы в области отечественного истории;
– освоить ключевые этапы, особенности и последствия развития отечественной истории в XX столетии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы, способы, методы поиска информации по любой заданной теме; основные исторические понятия и термины; основы педагогической деятельности в преподавании исторических дисциплин; формы, способы, методы подготовки аналитической информации с учетом ее исторического контекста; теоретические концепции и направления современных исторических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осмысливать , сопоставлять информацию , полученную из разных источников; грамотно использовать специальные исторические понятия и термины; использовать соответствующие образовательные технологии в преподавании исторических дисциплин; использовать аналитическую информацию с учетом ее исторического контекста для принятия конкретных управленческих решений; применять полученные исторические знания в деятельности информационно- аналитических центров, государственных и общественных организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностями профессионального делового общения; методиками применения конкретных знаний по историческим наукам при осуществлении экспертных и аналитических работ; навыками самостоятельной интерпретации исторических знаний в процессе преподавания исторических дисциплин; навыками применения полученной в результате анализа исторического опыта информации для принятия конкретных управленческих решений; современными подходами и методиками исторического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Основные этапы развития российской исторической науки в постсоветский период
1.1. Предмет, цели и задачи курса. Основная терминология. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях. Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Тема 2. Важнейшие спорные вопросы истории России
2.1. Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Объективное и субъективное в работе историка. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тема 3. Дискуссия о «русском феодализме»
3.1. Истоки споров о «русском феодализме» Лекции 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Взгляды И.А. Фроянова и его оппонентов. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Тема 4. Роль «внешнего фактора» в русской истории
4.1. Современный взгляд на «норманнскую теорию». Лекции 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Западничество и традиционализм в русской истории. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Накопление сведений по древней и средневековой истории Сибири. Первые попытки обобщения археологических материалов и письменных свидетельств.
5.1. Процесс освоения Сибири. Бугровщичество. Сибирская коллекция Петра I. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Культурно-хронологические схемы изучения Сибири, разработанные в 1920–1930-х гг. Концепция С.А. Теплоухова. Предложения С.В. Киселева. Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Тема 5. Нация и империя
6.1. Понятие «империя». Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Основные факторы формирования русского государства. Сам. работа 4 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Тема 6. Реформы и революции в русской истории
7.1. Ленинизм и сталинизм Практические 4 1 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Реформы «сверху» и «снизу» Лекции 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Соотношение реформ и революции в русской истории. Сам. работа 4 9 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. 1917 г. в оценках современных историков
8.1. Февраль и октябрь 1917 г. Практические 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Причины гражданской войны. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Тема 8. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах
9.1. Главнейшие спорные вопросы изучения советской эпохи. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Тема 9. . Тенденции и перспективы исторических исследований
10.1. Кризис как перманентное состояние исторической науки. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Релятивизм и детерминизм Практические 4 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1.Состояние исторических исследований в СССР к началу 1990-х гг. Методологический кризис.
2. Интеграция российских исследователей в мировую историческую науку. История и политика.
3.Попытки выработки общих базовых взглядов на прошлое России. Новые направления в исторических исследованиях.
4.Возобновление исторических дискуссий. История ХХ в. как главный предмет споров.
5. Общее и особенное в истории средневековой Руси и Европы.
6.Современный взгляд на «норманнскую теорию».
7. Различные трактовки взаимоотношения Руси и Золотой Орды.
8.Соотношение реформ и революции в русской истории.
9.1917 г. в оценках современных историков.
10. Причины гражданской войны в трактовке современных российских исследователей
11. Советская политическая модель в историческом и политическом контекстах
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.История повседневности в контексте изучения истории России.
2.Гендерные подходы к истории и их применение к истории России.
3.Современная дискуссия о «русском феодализме».
4.Влияние монгольского завоевание на историю России: различные взгляды и оценки.
5.«Имперский стержень» русской истории
6.Причины и характер революции 1917 г. в работах современных историков
7.Соотношение революции и реформ в различные периоды истории России
8.История Советского Союза в работах современных историков: главнейшие спорные
моменты
9.История как инструмент в политических спорах
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Чернобаев Историография истории России : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Наумова Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие М. : Изд-во Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пурынычева, Г.М. Философия истории: идеи, концепции, имена : Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle "Актуальные проблемы отечественной истории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Актуальные проблемы отечественной истории» аспирантам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 9 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачет. единиц.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (лекционных и практических занятий) и самостоятельной работы аспирантов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям.
Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного экзамена.