Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор Шваков Е.Е.
1.1. | Цель данного курса – научить студентов использовать основные методы эконометрики, необходимые для проверки предлагаемых и выявлении новых эмпирических зависимостей, а так же дать представление о современном инструментарии эконометрического моделирования, познакомить их с практическим применением методов эконометрики при проведении научных и прикладных экономических исследований на основе экономической теории и реальных статистических данных, с использованием современных прикладных программ и компьютерных технологий. Задачи курса • изучить принципы количественного анализа реальных экономических процессов и явлений во времени и в пространстве; • получить знания по эмпирическому выводу экономических зависимостей, закономерностей и законов, действующих в настоящее время; • научиться строить и использовать эконометрические модели, а также оценивать их параметры для объяснения поведения исследуемых экономических явлений; • проверять выдвигаемые гипотезы о свойствах экономических показателей и формах их связи; • научиться оценивать и использовать результаты экономического анализа для прогноза и принятия обоснованных экономических решений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-23 | способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. Основные этапы системного подхода при проведении эконометрического исследования 2. Общую процедуру применения математических методов при проведении эконометрического исследования 3. Основные критерии оценки системного анализа собранной статистической информации при эконометрическом моделировании |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Использовать современные компьютерные и информационные технологии при сборе, обработке и системном анализе статистической информации 2. Применять на практике конкретные методы компьютерного моделирования 3. Экономически интерпретировать полученные результаты эконометрического моделирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Навыками использования компьютерных технологий для сбора, обработки и системного анализа статистической информации при проведении эконометрического исследования 2. Современными математическими методами оценки и системным подходом к анализу эконометрических показателей с учетом их значимости и качества 3. Компьютерными программными продуктами при реализации экономико-математических методов исследования для принятия управленческих решений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в эконометрическое исследование. Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов. Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров. Системы одновременных уравнений. Двухшаговый метод. | ||||||
1.1. | Чисовые характеристики случайных величин | Лекции | 6 | 2 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.2. | Чисовые характеристики случайных величин | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.3. | Количественная оценка тесноты и напрвления связи | Лекции | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.4. | Корреляционный и дисперсионный анализ | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.5. | Экономертические модели и их виды | Лекции | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.6. | Построение модели парной линейной регрессии | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.7. | Оценка значимости эконометрической модели в целом и отдельных ее параметров | Лекции | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.8. | Проверка моделей на адекватность и качество | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.9. | Множественная регрессия.Отбор факторов. Оценка коэффициентов | Лекции | 6 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.10. | Построение моделей множественной регрессии | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.11. | Нелинейные модели. | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.12. | Предпосылки применения метода наименьших квадратов | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.13. | Фиктивные переменные в уравнении множественной регрессии | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.14. | Определение прогнозных значений и доверительных интервалов прогноза по модели парной линейной регрессии | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.15. | Системы одновременных уравнений | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.16. | Структурная и приведенная формы моделей | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.17. | Уравнение множественной регрессии в стандартизированном масштабе | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.18. | Модели временных рядов | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.19. | Динамические модели | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.20. | Модели с распределенными лагами | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.21. | Обобщенный метод наименьших квадратов | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.22. | ИНструментальные переменные | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.23. | Метод максимального правдоподобия в моделях регрессии | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.24. | Гетероскедастичность и корреляция во времени | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.25. | Дискретные зависимые переменные | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.26. | вопросы спецификации эконометрических моделей | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 | |
1.27. | Проверка адекватности динамичеких моделей | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.3, Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.Приложения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Файл с ФОС прикреплен в закладке "Приложения" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П. К. Катышев, Я. Р. Магнус, А. А. Пересецкий | Эконометрика. Начальный курс.: учебник | М. : Изд-во "Дело", 2009 | |
Л1.2 | Елисеева И.И. - Отв. ред. | ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | под ред. И.И. Елисеевой | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. В. Артамонов | Введение в эконометрику: курс лекций | М.: Изд-во МЦНМО, 2011 | |
Л2.2 | Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. | ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.3 | под ред. В. С. Мхитаряна | Эконометрика: учебник | М.: Проспект, 2008 | |
Л2.4 | под ред. И. И. Елисеевой | Практикум по эконометрике: учеб. пособие для экон. вузов | Финансы и статистика, 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузьмин П.И. | Эконометрические модели: | Изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Эконометрика (Econometrics) | ru.coursera.org | ||
Э2 | Курс в Moodle "Эконометрика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение Средства MSOffice; Word; Excel; PowerPoint и другие Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page. 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
410С | лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550 |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе и выполнение расчетного задания в компьютерном классе. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Перечень лабораторных заданий и указания размещены в пособии: Эконометрические модели: учебное пособие / Кузьмин П.И. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 179 с. |