МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История первобытного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История первобытного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п.
В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса:
• Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза;
• Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
• Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
• Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений;
• Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
• Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства;
• Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• об основах истории;
• Об основных положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук;
• Об основных этапах развития и историографии ИПО;
• Об основных научных школах и концепциях ИПО;
• О возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов;
• О периодизации и хронологии ИПО;
• Об особенностях и содержании основных периодов развития общества;
• О движущих силах антропо- и социогенеза;
• О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.Студент должен знать и уметь применять:
• социально-гуманитарную терминологию;
• анализировать и оценивать научную информацию;
• теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия;
• современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе;
• разработки культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров и, экскурсионных и туристических фирм;
• современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками аргументированного изложения собственнойточки зрения, ведения дискуссии;
• владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО;
• применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии;
• анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников;
• ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История первобытного общества как наука
1.1. История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Историография ИПО
2.1. Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер, Ж.Ф. Лафито, А. Фергюсон (теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан). Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч. Дарвин) и общества (Г. Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер). Марксистская концепция первобытности. Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Источниковедение и историография истории первобытного общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Начало антропосоциогенеза
3.1. Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия «социальное», «биологическое», «культура». Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологический индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Открытие и изучение ископаемых предков человека
4.1. Антропологическая характеристика палеоантропов. Начальный этап расообразования. Различия архантропов и палеоантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеоантропов. Непрерывность и эволюция материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеоантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеоантропов Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. «Второй кризис» формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заключительной стадии формирования человеческого общества. Этнографич Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Возникновение и особенность расовых типов Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов
5.1. Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление общества, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Материальная и духовная культура раннеродового общества
6.1. Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно-культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. «Третий кризис» человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема «первобытного изобилия». Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие «кочевничество». Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Искусство раннеродового общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов
7.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1
7.2. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Духовная и материальная культура позднеродового общества
8.1. Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования
9.1. В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Социальная организация общества в эпоху классообразования
10.1. Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Первобытная периферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Религиозные представления в первобытном обществе
11.1. Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Политеизм и его структура на примере язычества древних славян: Род, Сварог и Сварожичи, Трилав,Даждьбог, Перун, Хорс и др. нечистая сила и специфика «темного пантеона». Сам. работа 1 7 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Экзамен 1 27 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Источники истории первобытного общества (ИПО).
2. Хронология и периодизация ИПО.
3. Историография ИПО до возникновения учения Ч. Дарвина.
4. Историография ИПО с середины XIX века до наших дней.
5. Советская и Российская школа изучения ИПО.
6. Открытие и изучение австралопитековых.
7. Материальная культура австралопитеков.
8. Эпоха первобытного человеческого стада: преодоление зоологи-ческого индивидуализма.
9. Открытие и изучение архантропов.
10. Материальная культура архантропов.
11. Промискуитет: агамия, аномия.
12. Открытие и изучение палеантропов.
13. Материальная культура палеантропов.
14. Духовная культура палеантропов: тотемизм, погребения, искусство.
15. Проблема возникновения языка и речи.
16. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис челове-ческого общества.
17. Антропология кроманьонского человека и становление человече-ских рас.
18. Накапливание практических знаний в раннеродовом обществе.
19. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии.
20. Уральская, южносибирская и эфиопская контактные расы: ареал расселения, основные антропологические признаки.
21. Искусство начала верхнего палеолита: макароны, трафареты рук, контурный рисунок.
22. Искусство верхнего палеолита: живопись, скульптура, мелкая пластика.
23. Искусство раннеродового общества на территории России.
24. Социальная организация раннеродового общества и ранние фор-мы родства.
25. Возникновение ХКТ присваивающей экономики, особенности первобытного хозяйства.
26. Эпоха мезолита: третий кризис человеческого общества и его пре-одоление.
27. Материальная культура эпохи неолита. Неолитическая революция.
28. Возникновение и очаги раннего земледелия.
29. Возникновение скотоводства.
30. Социальная структура позднеродового общества.
31. Ранние формы собственности.
32. Брак и семья в позднеродовом обществе.
33. ХКТ позднеродового общества, их взаимодействие.
34. Общественное разделение труда в позднеродовую эпоху.
35. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
36. Социализация в первобытном обществе: младенчество, детство, инициации.
37. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
38. Возникновение и особенности шаманизма.
39. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
40. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества.
41. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
42. Появление новых ХКТ в период распада первобытного общества.
43. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах раз-вития первобытного общества и появление торговли.
44. Возникновение частной собственности.
45. Моногамная семья: появление и роль в разложении родовых ин-ститутов.
46. Социальная структура соседской общины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примеры тематики письменных контрольных работ различного типа:
Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье.
Становление истории первобытного общества как науки.
Зарубежные, советские и россий-ские школы и направления в изучении ИПО.
Реконструкция сообщества древнейших предлюдей, как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости.
Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы.
Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Коллоквиум, кейс-задача, круглый стол (дискуссия), портфолио студента, проект-презентация, доклад (сообщение), творческое задание.
Пример:
Коллоквиум по теме:
Возникновение и особенность расовых типов.
Возникновение языка и речи.
Творческие мини-проекты:
Проблема становления человека современного физического типа.
Центры доместикации растений.
Деловая игра:
Доместикация животных - мифы и реальность.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремлев М.Т. Историческая социология в 3 ч. Часть 1. Первобытное общество.: Учебное пособие для бакалавров и магистратуры Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Сост.А.П. Беликов Первобытное общество: Учебное пособие СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva/
Э2 2. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_717.html
Э3 3. Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Э4 4. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107022337&archive=1120045855&start_from=&ucat=25&
Э5 5. Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm
Э6 6. Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fisinter.ru/~ain/kvn/krat_kurs.htm
Э7 7. Книжный сайт «Мир книг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/history/1181246314-istoriya-pervobytnogo-obshhestva.html
Э8 8. Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0503-02.html
Э9 9. Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1036.html
Э10 10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/301498/read; http://scepsis.ru/library/id_1151.html
Э11 11. Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1001.html
Э12 12. Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_192.html
Э13 13. Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал
Э14 14. «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_136.html
Э15 15. Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_305.html
Э16 16. Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html
Э17 17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html
Э18 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные
Э19 и поисковые системы
Э20 18. Антропогенез.ру / Каталог находок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropogenez.ru/location/58/
Э21 19. Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odur.let.rug.nl
Э22 20. Археология. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.archaeology.ru/
Э23 21. Археология Алтая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archaeology.ru
Э24 22. Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/10796/
Э25 23. Неандерталец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Neanderthaler
Э26 24. Палеолит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Э27 25. Первобытное искусство: виртуальный музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.kemsu.ru
Э28 26. Первобытное искусство и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture
Э29 27. Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc16/
Э30 28. «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc17/
Э31 Библиотека портала Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/articles/
Э32 Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm
Э33 Антропогенез. ру http://antropogenez.ru/
Э34 История первобытного общества portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО:
1. Создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества.
2. Характеристика развития основных социальных и экономических структур.
3. Возникновение и эволюция духовной жизни общества.
Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза;
2. Особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
3. Анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
4. Становление и эволюция семейно-брачных отношений;
5. Сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
6. Хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства.
Разработанная программа вполне применима для реализации курса ИПО как на отделении заочного обучения, так и на отделении искусствоведения. В первом случае незначительное сокращение количества часов осуществляется за счет практических занятий и вынесения некоторых тем на самостоятельное изучение (историография ИПО и вопросы открытия ископаемых предков человека); во втором случае из цикла лекций исключаются темы, посвященные духовной жизни первобытного общества, т.к. они изучаются в отдельном курсе.
Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание.