МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар 3

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 268
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 5, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 22 16 22 16 23 16 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 10 10 128 128
Сам. работа 20 20 18 18 56 56 18 18 20 20 18 18 20 20 98 98 268 268
Итого 36 36 36 36 72 72 36 36 36 36 36 36 36 36 108 108 396 396

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар 3

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является выбор и освоение направления учебно-исследовательской работы в области археологии. Соответственно к задачами такого рода занятий относится:
1. Выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы,
2. Научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статьяи др.),
3. Получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-9 способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
ПК-10 способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю становления и особенности археологии и этнографии как научной дисциплины;
- особенности тематической типологии и классификации массовых коллекций артефактов;
- типологию объектов древнего исторического наследия в эволюционной динамике.
3.2.Уметь:
3.2.1.- логично представлять освоенное знание в различных формах;
– подготовить устное публичное выступление (доклад);
– грамотно оформить собственные выводы и заключения по теме исследования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью подготовки и оформления устной и письменной исследовательской работы;
- понятийным аппаратом археологии и этнографии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы учебно-исследовательской работы
1.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 1 4 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 1 5 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение круга источников и их анализ Практические 1 5 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.5. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.6. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
2.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 2 4 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 2 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Определение круга источников и их анализ Практические 2 6 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 2 2 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 2 18 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
3.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 3 5 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.3. Определение круга источников и их анализ Практические 3 5 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 3 2 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.5. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 3 28 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
3.6. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 3 28 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
4.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 4 6 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение круга источников и их анализ Практические 4 6 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 4 9 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 9 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
5.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 5 5 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.3. Определение круга источников и их анализ Практические 5 5 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 5 2 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 5 10 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
5.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 5 10 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
6.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 6 6 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.3. Определение круга источников и их анализ Практические 6 6 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 6 9 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
6.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 6 9 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
7.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 7 4 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 7 5 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.3. Определение круга источников и их анализ Практические 7 5 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
7.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
8.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
8.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
8.3. Определение круга источников и их анализ Практические 8 2 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
8.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 8 4 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
8.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 8 50 ОПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1
8.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 8 48 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные виды научных работ.
2. Актуальность темы научно-исследовательской работы.
3. Историография темы научно-исследовательской работы.
4. Цель и задачи научно-исследовательской работы.
5. Методы научно-исследовательской работы.
6. Источниковая база научно-исследовательской работы.
7. Практическая или теоретическая значимость научно-исследовательской работы.
8. Структура научно-исследовательской работы.
9. Оформление библиографических описаний и ссылок.
10. Требования к оформлению курсовой работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ:
Орудия труда и предметы быта тюркской культуры Горного Алтая
Собрания икон в государственных музеях Барнаула
Первый Пазырыкский курган: история исследования и изучения
Снаряжение верхового коня у населения тюркской культуры: история изучения
Развитие стремян у средневекового населения Лесостепного Алтая в середине I – начале II тыс. н.э.
Погребальный обряд кулайской культуры Лесостепного Алтая
Этнологическая характеристика основных групп восточно-славянского населения Алтая
Особенности погребального обряда с лошадью у кочевников Алтая аржано-майэмирского времени
Исследование А.В. Анохиным религиозных верований алтайских племен
Культура населения Алтая в эпоху неолита
Основные черты традиционных религий коренного населения Южной Сибири
История изучения памятников монгольского времени на Алтае (современный этап и новые открытия)
История и особенности археологических исследований в дореволюционной России
История становления отечественных археологических музеев в XX в.
Погребальный обряд одинцовской культуры
Костюм ритуальных специалистов северных алтайцев XIX–XX века
Пищевые ограничения и запреты в системе питания коренного населения Алтая
Классификация погребальных памятников чемурчекской культуры
Домостроительство населения Алтая в бронзовом веке
Погребальный обряд ирменской культуры Лесостепного Алтая
Роль шамана в культовой практике народов Южной Сибири
Сравнительный анализ календарных систем народов Алтае-Саянского региона
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Актуальность темы исследования (обоснуйте суть изучаемой вами проблемной ситуации и важность темы вашей работы для конкретной области исторической науки).
2. Цель и задачи исследования (кратко сформулируйте обозначенные позиции).
3. Методология и методы исследовательской работы (перечислите основные принципы и подходы, которыми вы руководствуетесь в своей работе и конкретные методы изучения).
4. Характеристика источниковой базы исследования (перечислите источники, которые вы изучаете по теме работы, согласно их принятой классификации).
5. Научная новизна результатов исследования (изложите новые, ранее не существовавшие, результаты вашей работы).
6. Апробация исследования (перечислите научные форумы, на которых делались доклады по теме вашей работы и оформите список ваших публикаций по теме исследования согласно ГОСТ-2011).
7. Библиографический список и ссылки в рукописи курсовой работы (подготовьте небольшой фрагмент текста вашей работы с оформленными сносками и список литературы к нему).
8. Макет титула курсовой работы (заполните титульный лист курсовой работы согласно разработанному образцу).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева, Т.И. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: Учебное пособие КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э2 Научно-исследовательский семинар 3 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательский семинар призван организовать научно-исследовательскую работу студентов. Обучающимся необходимо ознакомиться с основными видами научных работ в рамках археологических исследований; обратить внимание на правильное структурирование научно-исследовательского труда; усвоить правила оформления текста научной работы и ее библиографического и ссылочного аппарата.
Содержание семинара осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий на занятиях. О выполнении практических заданий студенты докладывают на семинарских занятиях устно. При подготовке докладов, следует ориентироваться на содержание темы научно-исследовательской работы и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по практическим занятиям. Зачет призван оценить освоение студентом научно-исследовательской работы, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы.
Один раз в семестр студент должен представить исследовательский доклад в рамках тематики курсовой работы. Максимальная оценка за доклад составляет 50 баллов.
Критерии и система оценки:
1. Соответствие темы и содержания (5 баллов)
2. Оформление по требованиям (10баллов)
3. Наличие цели, задач и выводов в заключении (10 баллов)
4. Наличие приложений или презентации (10 баллов)
5. Устное выступление (15 баллов)
Один раз в год (первый, второй, третий курсы) студент оформляет и сдает курсовую работу, которая оценивается по 4-х балльной системе.