Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 130 | 130 | 130 | 130 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается нами на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая. Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи. 1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков. 2. Выявление основных групп источников исторического краеведения. 3. Методы работы с источниками. 4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах. 5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе. 6. Основные формы краеведческой работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
ПК-7 | способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основных источниках исследований в области исторического краеведения О специфике краеведческой формы работы вузе, школе, учреждениях науки и культур Об этапах в изучении края О персоналиях основных краеведов О краеведческих изданиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать краеведческую литературу и источники Проводить краеведческие исследования по темам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками краеведческой работы в разных учреждениях терминологией и основными понятиями в области исторического краеведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие исторического краеведения. | ||||||
1.1. | Краеведение как форма научного познания мира | Лекции | 5 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Источники исторического краеведения | Практические | 5 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Виды краеведческой работы | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях | ||||||
2.1. | Вузовское краеведение и его особенности. | Лекции | 5 | 1 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Школьное краеведение и его особенности | Практические | 5 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Кружковая краеведческая работа в школе | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая | ||||||
3.1. | Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху | Лекции | 5 | 1 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Исследователи Алтая XX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Современные исследователи-краеведы | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения | ||||||
4.1. | Лек Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Современные организации и учреждения краеведения на Алтае | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Краеведческие издания | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Историческое краеведение как учебная дисциплина, научное направление и общественное движение. 2. Предметно-объектная область исторического краеведения. Соотношение регио-нальной истории и исторического краеведения. Виды и уровни краеведения. 3. Исследователи Алтая конца XIX – середины XX веков. 4. Исследователи Алтая середины XX – начала XXI веков. 5. Источники исторического краеведения и их типология. Методы исследования. 6. Археологические источники. 7. Этнографические источники. 8. Письменные источники. 9. Устные источники. 10. Производственная архитектура. 11. Культовое зодчество. 12. Общественная и административная архитектура. 13. Памятники искусства, генеалогические и топонимические источники. 14. Музеи. Их типы. Особенности деятельности музеев. Музеи Алтая. 15. Архивы. Их типы. Особенности деятельности архивов. Архивы Алтая. 16. Памятники истории и культуры и их охрана. Особенности современного этапа охраны историко-культурного наследия. 17. Вузовское и школьное краеведение. Их общее и особенное. 18. История школьного краеведения на Алтае. 19. Формы краеведческой работы в школе. 20. Краеведение во внеклассной и внешкольной работе. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Исследователи Алтая в XVIII в. 2. Исследователи Алтая в XIX в. 3. Краеведческая деятельность Общества любителей исследования Алтая. 4. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в краеведение Алтая. 5. Краеведческое движение в России в 1990-2000-х гг. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Используя полученные знания, попытайтесь показать различия между научным и краеведческим способами познания. 2. Раскройте значение и функции исторического краеведения. 3. Сформулируйте основные функции историко-культурного наследия. Проиллюстрируйте каждую из указанных функций примерами из регионального краеведения. 4. Охарактеризуйте локальный подход к исследованию исторического прошлого. 5. Перечислите краеведческие периодические издания в XIX в. 6. Осуществите анализ деятельности одной из краеведческих организаций, действовавших на Алтае (Общество любителей исследования Алтая, Алтайский подъотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, артель «Краевед»). 7. Составление библиографического списка по теме «Краеведческие издания». Зарегистрируйтесь в электронной библиотеке elibrary.ru В поисковом запросе введите несколько комбинаций по указанной теме, составьте список из 15 публикаций. Список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.И. Зиганшин; Б.Г. Кадыров | Краеведение: Учебник для высшей школы | Познание, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Дорохов В.Г. | Краеведение: | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Колокольцева Н.Ю. | Источники личного происхождения по истории сибирского купечества второй половины XIX – начала ХХ вв.: Монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://new.hist.asu.ru | |||
Э2 | http://www.akunb.altlib.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Портал Музеи России (http://museum.ru/) Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40) Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums) LLIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) Официальные сайты Российских музеев |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
16бМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт. |
16аМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету с оценкой. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем. Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. К зачету с оценкой допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. Зачет с оценкой призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет с оценкой проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. |