Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса — познакомить студентов с содержанием основных элементов материальной культуры и рассмотреть их эволюцию на протяжении эпох Древности и Средневековья, сформировать у студентов целостное представление о многогранном процессе развития материальной культуры, вооружить знаниями о закономерностях этого процесса. Общие задачи лекционного курса следующие: 1. изучить понятие материальная культура, ее основные категории и методы исследования; 2. изучить содержание и сущность процессов, протекавших в сфере материальной культуры в разные хронологические периоды; 3. овладеть системой понятий, используемых при изучении материальной культуры и ее отдельных комплексов; 4. овладеть общенаучными и некоторыми конкретными методами исследований явлений материальной культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия курса история материальной культуры Классификацию и типологию основных объектов материальной культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять знания по истории материальной культуры в музеологических исследованиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками изучения объектов историко-культурного наследия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История материальной культуры как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Материальная культура: понятие и методика изучения | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Материальная культура: понятие и методика изучения | Сам. работа | 4 | 30 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Предметные комплексы: морфология и типология | ||||||
2.1. | Костюмный комплекс | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Костюмный комплекс | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Комплекс вооружения | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Комплекс вооружения | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Cостав пояса и назначение его основных элементов | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Cостав пояса и назначение его основных элементов | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Нательные украшения и их размещение в костюме | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Нательные украшения и их размещение в костюме | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Основные характеристики холодного оружия по дистанции поражения | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.10. | Основные характеристики холодного оружия по дистанции поражения | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.11. | Структура доспеха и его назначение | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.12. | Структура доспеха и его назначение | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Содержание понятия «материальная культура». Источники по изучению истории материальной культуры. 2. Методы изучения истории материальной культуры. 3. Понятие костюм и его основные элементы. 4. Развитие костюма у народов Азии и Европы. 5. Основные категории вооружения. 6. Эволюция вооружения у народов Азии и Европы. 7. Определение военная техника. 8. Развитие военной техники в древности и средневековье. 9. Основные категории орудий труда и предметов быта. 10. Орудия труда и предметы быта в древности и средневековье. 11. Функции конского снаряжения. Виды конских транспортных средств. 12. Особенности конского снаряжения у различных древних и средневековых народов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ: 1. Морфология поясной гарнитуры. 2. Морфология нательных украшений. 3. Морфология стрелкового оружия. 4. Морфология клинкового оружия. 5. Морфология оборонительного вооружения. Темы рефератов: 1. Этнокультурные признаки оформления в украшениях костюма. 2. Определение датирующих элементов у предметов вооружения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Определить состав пояса, опираясь на информацию о костюмном комплексе. 2. Распределить размещение украшений по месту ношения, используя материал по костюмному комплексу. 3. Распределить оружие по дистанции поражения, используя материал по комплексу вооружения. 4. Определить структуру доспеха, используя материал по комплексу вооружения. Литература: Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Часть I: Оборонительное вооружение (доспех). Барнаул, 2003. Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Часть II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006. Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1989. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб, 2003. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. С. Каган | Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A |
Л1.2 | М. С. Каган | Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F87AB75C-2B47-4EDE-8E6A-8DF52270EDCD |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Х.Г. Вейсе | Энциклопедия материальной культуры. Разделы 4-6 : Энциклопедия | Директ-Медиа, 2012 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47659 (22.01.2018). |
Л2.2 | Х.Г. Вейсе | Энциклопедия материальной культуры. Разделы 7-9 : Энциклопедия | Директ-Медиа, 2012 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47658 (22.01.2018). |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://muzmebeli.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью исследовательской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей, обратить внимание на критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования, запомнить основные правила составления научного паспорта описания музейного предмета, уяснить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов: произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету. Представленные практические вопросы и задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов курса рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История материальной культуры», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |