МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История материальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Назаров И.И.

Рабочая программа дисциплины
История материальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788 Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №810

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса — познакомить студентов с содержанием основных элементов материальной культуры и рассмотреть их эволюцию на протяжении эпох Древности и Средневековья, сформировать у студентов целостное представление о многогранном процессе развития материальной культуры, вооружить знаниями о закономерностях этого процесса. Общие задачи лекционного курса следующие:
1. изучить понятие материальная культура, ее основные категории и методы исследования;
2. изучить содержание и сущность процессов, протекавших в сфере материальной культуры в разные хронологические периоды;
3. овладеть системой понятий, используемых при изучении материальной культуры и ее отдельных комплексов;
4. овладеть общенаучными и некоторыми конкретными методами исследований явлений материальной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия курса история материальной культуры
Классификацию и типологию основных объектов материальной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять знания по истории материальной культуры в музеологических исследованиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения объектов историко-культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История материальной культуры как учебная дисциплина
1.1. Материальная культура: понятие и методика изучения Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Материальная культура: понятие и методика изучения Сам. работа 4 30 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Предметные комплексы: морфология и типология
2.1. Костюмный комплекс Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Костюмный комплекс Сам. работа 4 24 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Комплекс вооружения Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Комплекс вооружения Сам. работа 4 24 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Cостав пояса и назначение его основных элементов Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Cостав пояса и назначение его основных элементов Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Нательные украшения и их размещение в костюме Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Нательные украшения и их размещение в костюме Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Основные характеристики холодного оружия по дистанции поражения Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные характеристики холодного оружия по дистанции поражения Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Структура доспеха и его назначение Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Структура доспеха и его назначение Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Содержание понятия «материальная культура». Источники по изучению истории материальной культуры.
2. Методы изучения истории материальной культуры.
3. Понятие костюм и его основные элементы.
4. Развитие костюма у народов Азии и Европы.
5. Основные категории вооружения.
6. Эволюция вооружения у народов Азии и Европы.
7. Определение военная техника.
8. Развитие военной техники в древности и средневековье.
9. Основные категории орудий труда и предметов быта.
10. Орудия труда и предметы быта в древности и средневековье.
11. Функции конского снаряжения. Виды конских транспортных средств.
12. Особенности конского снаряжения у различных древних и средневековых народов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Морфология поясной гарнитуры.
2. Морфология нательных украшений.
3. Морфология стрелкового оружия.
4. Морфология клинкового оружия.
5. Морфология оборонительного вооружения.
Темы рефератов:
1. Этнокультурные признаки оформления в украшениях костюма.
2. Определение датирующих элементов у предметов вооружения.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Определить состав пояса, опираясь на информацию о костюмном комплексе.
2. Распределить размещение украшений по месту ношения, используя материал по костюмному комплексу.
3. Распределить оружие по дистанции поражения, используя материал по комплексу вооружения.
4. Определить структуру доспеха, используя материал по комплексу вооружения.
Литература:
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Часть I: Оборонительное вооружение (доспех). Барнаул, 2003.
Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III–XIV вв. Часть II: Наступательное вооружение (оружие). Барнаул, 2006.
Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1989.
Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб, 2003.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3095FD97-9097-46F4-950D-F3490B86759A
Л1.2 М. С. Каган Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F87AB75C-2B47-4EDE-8E6A-8DF52270EDCD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Х.Г. Вейсе Энциклопедия материальной культуры. Разделы 4-6 : Энциклопедия Директ-Медиа, 2012 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47659 (22.01.2018).
Л2.2 Х.Г. Вейсе Энциклопедия материальной культуры. Разделы 7-9 : Энциклопедия Директ-Медиа, 2012 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47658 (22.01.2018).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://muzmebeli.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью исследовательской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей, обратить внимание на критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования, запомнить основные правила составления научного паспорта описания музейного предмета, уяснить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов: произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Представленные практические вопросы и задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов курса рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История материальной культуры», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.