МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 60 96 60
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преп., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессиональную деятельность (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать адаптации студентов в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя.
Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «История», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Создать представление об истории как научной сфере деятельности, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики.
Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков.
Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде.
Акцентировать внимание на методологии исторического познания, показать его нужность и полезность для исторического исследования.
Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению.
Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.перечень ведущих проблем и вызовов современного общества и исторической науки, основные факторы риска и ответственности профессионала в сфере социально-гуманитарной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.интегрировать содержание и результаты своей социальной и научной деятельности в контекст разновекторных социально и профессионально корпоративных интересов как узкого, так и широкого профиля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ведения грамотной социальной и научной дискуссии, оппонирования собеседнику/собеседникам, представления собственной авторской аналитической и научной концепции, осуществления управленческой деятельности в сфере социально-гуманитарного знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории
1.1. Характеристика курса «Введение в профессион» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего магистра истории. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Своеобразие прошлого как объекта исследования
2.1. Характеристика истории как объекта исследования Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Роль человека в истории. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Проблема повторяемости и закономерности в истории. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Своеобразие исторического познания
3.1. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Своеобразие источниковой базы исторической науки Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Источниковая база исторической науки Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Источниковая база исторической науки Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Этапы и основные элементы исторического исследования Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. История и искусство Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. История в системе наук
4.1. Взаимоотношения истории с другими науками. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. История и общество
5.1. Историческое сознание общества и историческая наука Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. История и политика. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Характеристика курса «Введение в профессиональную деятельность» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности.
2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе.
3. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт.
4. История как наука, общий взгляд на проблему.
5. Основной понятийный аппарат исторической науки.
6. Совершенствование внеисточникового знания – один из путей развития исторической науки.
7. Человек в истории. Проблема соотношения свободы, необходимости и случайности в истории.
8. Главные действующие силы в истории: народ или выдающиеся личности.
9. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными.
10. Соотношение причинно-следственных и закономерных связей в истории.
11. Особенности действия законов в исторической реальности и особенности их познания.
12. Природа насилия и ненасилия в общественных отношениях, связь насилия с исторической необходимостью.
13. Насилие в истории как многоаспектное явление, различающееся по формам, причинам и поводам.
14. Ненасилие в истории. Практиковавшиеся способы сопротивления насилию, их цель и степень эффективности.
15. Своеобразие источниковой базы истории как науки.
16. Видовое разнообразие письменных исторических источников, их характеристика.
17. Организация работы с историческими источниками.
18. Стратегия и логика исторического исследования.
19. Основные этапы и элементы исторического исследования.
20. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития.
21. Взаимоотношение истории с другими гуманитарными науками.
22. История и искусство.
23. История и политика.
24. Сущность исторического сознания, его индивидуально-психологическая характеристика.
25. Массовое историческое сознание и социальная память, их взаимосвязь и отличия друг от друга.
26. Историзм как течение в исторической науке, понимание им исторического сознания и социальной памяти.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.