МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Гендерная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований;
– выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе;
– раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории;
– показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов;
– способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; о роли гендера в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в гендерную историю.
1.1. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Предмет и объект курса. Биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Представления о «поле» и «гендере». Содержание понятия «гендер». Гендерная идентичность. Гендерный дисплей. Гендерные роли. Усвоение гендерных ролей в процессе социализации. Андрогиния. Гендер и подотчетность. Гендер, власть и социальное изменение. Гендерные стереотипы и их функции (защитно-оправдательная, регулятивная, трансляционная). Особенности тендерных исследований. Междисциплинарный характер тендерных исследований. Ключевые концепты тендерной теории: феминизм и патриархат, тендерная дискриминация, субъективность, понятие о правах человека и правах женщин. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация как основные понятия тендерной социологии. Основные методы, используемые в гендерных исследованиях. Специфика качественных методов. Измерения стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и власть. Общая характеристика и основные проблемы гендерной истории Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. История западного феминизма.
2.1. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Причины возникновения и этапы развития гендерных исследований: алармистский, этап феминистской концептуализации, постфеминистский. Теоретические источники современных тендерных исследований. Представления о социальной роли мужчин и женщин в европейской философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Проблема генетической предрасположенности (Л.Тайгер и Р.Фокс). Социобиология Э.О.Уилсона и Д.Бэрэша. Функционализм (Д.Мэрдок, Т.Парсонс и Д.Боулби). Вопрос о влиянии культуры на тендерные роли и поведение (М.Мид, Э.Оукли). Феминизм к направление теоретической мысли. Зарождение и развитие идей феминизма (XVIII - XIX вв.). Политические концепции женских прав: М.Уоллстонкрафт. Либеральный феминизм. «Женская мистика» Бетти Фридан. Критика либерального феминизма. Марксистский феминизм и социал-феминизм. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм (М.Дэйли, К.Миллет, К.Делфи). Критика радикального феминизма. Концепция «женско культуры» Г.Лернер. Проблема пересечени различных форм неравенства (черный феминизм Концепции двойственных систем (Х.Хартманн С.Уолби). «Положение женщин» Дж.Митче; Патриархат и капитализм как параллельные системь Тендерные теории в психоанализе: от теори сексуальности З.Фрейда к исследованиям по женско психологии (А.Адлер, К.Хорни, Н.Ходоров К.Гиллиган). Феминизм и постмодернизм. «Второ пол» Симоны де Бовуар. Женщина как «Иное» Концепции Ж.Лакана, Ж.Деррида, Э.Сикс) Ю.Кристевой и Л.Ирригари. Гендерные исследования в исторической науке (Н.Земос-Дэвис Д.Беннет, Дж.Скотт и др.). Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Изучение пола и тендерных отношений в России.
3.1. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Дореволюционный период. Связь научных работ политической борьбой. Вклад отечественны философов в изучение гендерной проблематика Исследование социальных проблем женщин советское время (достижения и идеологически ограничения). Гендерные и женские исследования постсоветской России (общая характеристика Основные направления исследований (философское психологическое, социологическое и др.' Расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем: работы по сексуальность (И.С.Кон) и киберфеминизму (И.Аристархова) Изучение истории женщин (Н.Пушкарева, Л.Репина) Гендерный подход в рамках культурологи (О.А.Воронина и Т.А.Клименкова). Возникновени» Гендерных центров. Феминология как официальное направление изучения женской проблематики (cnoр «западников» и «славянофилов»). Феминистская теория постсоветского общества. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Тендерный анализ социальной структуры традиционного общества.
4.1. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.2. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.3. Понятие традиции и традиционности. Типы взаимодействия традиционности и современности Конструирование маскулинности и феминности традиционном обществе. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Социальная стратификация и гендерный вопрос. Половая сегрегация и формы отчуждение женщин в обществе: интеллектуальное, сексуальное отчуждение от материнства. Патриархальные классовые отношения как главная причине неравноправного статуса женского населения. Институты социального контроля женского поведения. Патриархальная модель мира в структура массового сознания. Построение гендерной идентичности и асимметрия гендерной социализации. Содержание половозрастных стереотипов. Попытка закрепления за женщиной социальных ролей, характерных для предыдущих этапов развития общества. Роль патриархальной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Тендер как отражение социальных реалий: гендерна асимметрия в сферах культуры, экономика политики, образования. Гендер как выражение властных отношений. Проблема «двойной морали) Модернизация и женский вопрос. Проблем «культурного принуждения». Насилие над женщиной как наиболее явное проявление гендерной неравенства. Девиантное поведение женщин. Проблема частного и публичного. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Тендерные архетипы в традиционной культуре.
5.1. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.2. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
5.3. Женщина как объект культурологического анализа Женщина в маскулинной культуре (гендерна; асимметрия культуры). Мужественность и женственность как социокультурные характеристики Понимание социальной роли женщины и женского в философии и культуре. Социокультурные типы отношения к телесности. Соотношение языка, власть и женщины в традиционной культуре. Сексизм в языке и речи. Формирование гендерных стереотипов через языковые политики. Проблема женского чтения и женского письма. Гендерные стереотипы в образа искусства, кино, литературы. Гендерные репрезентации в массовой культуре. Образ женщины в рекламе. Мужское и женское начало в театральной личности. Теория «мужского взгляда» Лауры Малви Психоаналитический анализ порнографии (Дж.Бенджамин). Теория женского удовольствия Представление женских образов в массовой культуре (либеральный, традиционалистский, потребительский). Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Тендерные отношения в традиционной семье.
6.1. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.2. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.3. Регламентация сексуальных отношений в человеческом обществе. Функции и типы сексуального поведения. Сексуальность и гендерное неравенство. Символика женской сексуальности в традиционных обществах. Любовь как индивидуализация сексуального влечения. Рационализация и демократизация сексуальности. Институционализация сексуальных отношений. Брачное поведение. Типы и функции семьи. Модели патриархальной семьи и статус женщины. Экономические основы подчинения женщины в семье. Концепция качества жизни и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Семья как система личностных отношений. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Общение в браке Гендерные конфликты. Насилие в семье Удовлетворенность мужчины и женщины браком Статус в семье и психологическое самочувствие Ролевой конфликт работающей женщины Устойчивость тендерных стереотипов. Влияние изменений в структуре семьи на гендерны отношения. Проблема женской репродуктивности Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Политико-правовой аспект тендерных отношений.
7.1. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.2. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.3. Различия между полами по властным позициям Мужское и женское политическое поведение. Влияние статусных позиций на политическое поведение. Особенности политической социализации женщин в традиционном обществе. Распределение мужских и женских функций в политической жизни Проблема реальной политической власти и опосредованного участия в политике. Гендерные аспекты политического лидерства: проблема харизмы власти. Тендерные стереотипы в политике. Проблема гендера в деятельности политических институтов традиционного общества. Представительство и органах государственной власти. Воздействие феминизма на политику государства. Правовые проблемы тендерных отношений. Степень индивидуальной свободы в традиционном обществе Влияние традиционных гендерных стереотипов на законотворчество. Конфликт традиционного права светского законодательства в женском вопросе Отрицание полной дееспособности женской населения в уголовном и гражданском праве Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX - XIX вв.
8.1. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.2. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Формирование гендерных стереотипов в российской обществе в средние века. Взгляды на предназначение женщины. Сакрализация материнства. Гендерные аспект национальной идентичности (матушка-Русь) Маскулинные черты Российского государства. Особенности статуса женщины в древнерусской семье. Православный патриархализм «Домостроя» Проблема частного и публичного. Традиционный телесный канон и половая культура. Женщины в русской истории IX - XVIII вв. Влияние петровских реформ на изменение тендерных отношений в России. Новая роль женщины в социально политической жизни Российского общества Проблема «харизмы власти»: женщины в борьбе за престол (XVIII в.). Женщина и властительница судьба Екатерины II. Повышение общественного статуса и роли женщин российском обществе (XIX в. - начало XX в. Конструирование маскулинности. Формирование гендерных идеалов в российской классической литературе. Воздействие западной культуры н изменение тендерных стереотипов (А.Ж. де Сталь : Ж.Санд). Деятельность императрицы Мари: Федоровны. Создание системы высшего женского образования. Возникновение и основные направления русского феминизма (М. I Вернадская). Российский либеральный феминизм Кружок М.В. Трубниковой. Женские организации конца XIX - начала XX вв. Роль женщин революционном движении (С.Л. Перовская, В.Б Фигнер, Е.К. Брешко-Брешковская, В.И. Засулич) Промышленная революция и выход женщины н рынок труда. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Социально-правовой статус и тендерные роли женщин в Сибири в XVII-начале XX в.
9.1. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Лекции 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
9.2. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Сам. работа 7 8 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
9.3. В Сибири, как и в российской провинции вообще, этот период было характерно наличие двойного стандарта при контроле женской и мужской сексуальности. Роль женщин в экономической жизни Сибири была довольно значительной: женщины были владельцами существенной части недвижимости активно занимались предпринимательской деятельностью, все более вовлекались в общественное производство. Отставание процессов развития культуры в регионе интенсивной колонизации от центральных районов страны давал сибирячкам немного возможностей участия в культурной жизни, что проявлялось, в числе прочего в низком уровне грамотности и в меньшей доступности образования для женщин, чем для мужчин. В силу значительного уровня традиционности, существовавшая поло-ролевая система отводила женщине, прежде всего, роль хозяйки и матери, т.е. сферу семейной жизни. В результате социально-экономического развитие Сибири в пореформенный период происходило сокращение экономической зависимости женщины формирование городского образа жизни, развивало женское образование и культура, что в комплекс способствовало разрушению традиционные патриархальных ценностей. Специфика сибирского региона способствовал формированию особенностей жизни сибирячек, и менталитета и социального положения. Практические 7 2 ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
2. Особенности гендерных исследований
3. Феминизм как направление теоретической мысли
4. Либеральный феминизм
5. Марксистский феминизм и социал-феминизм
6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
7. Гендерные исследования в исторической науке
8. Изучение пола и гендерных отношений в России
9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
10. Гендерная асимметрия культуры
11. Сексуальность и гендерное неравенство
12. Модели патриархатной семьи и статус женщины
13. Гендерные стереотипы в политике.
14. Правовые проблемы гендерных отношений
15. Архаическая модель гендерных отношений
16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX - XIX
вв.
17. Вопрос о природе женщины в философии VIII - XIX вв.
18. Советский этап развития гендерных отношений
19. Основные этапы феминистского движения
20. Гендерный анализ форм женской занятости
21. Женщина в домашнем хозяйстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Гендерные отношения – теория и практика
2. Гендерный строй традиционного общества.
3. Полоролевые отношения в крестьянской семье России в XIX–начале XX в.
4. Гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в.
5. Влияние экономических процессов на гендерные отношения.
6. Феминизм как направление теоретической мысли
7. Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества
8. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
9. Женщины в русской истории IX – XIX вв.
10. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
11. Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к жкзамену:
1.Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
2. Особенности гендерных исследований
3. Феминизм как направление теоретической мысли
4. Либеральный феминизм
5.Марксистский феминизм и социал-феминизм
6. Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
7. Гендерные исследования в исторической науке
8. Изучение пола и гендерных отношений в России
9. Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
10. Гендерная асимметрия культуры
11. Сексуальность и гендерное неравенство
12. Модели патриархатной семьи и статус женщины
13. Гендерные стереотипы в политике.
14. Правовые проблемы гендерных отношений
15. Архаическая модель гендерных отношений
16. Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв.
17. Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв.
18. Советский этап развития гендерных отношений
19. Основные этапы феминистского движения
20. Гендерный анализ форм женской занятости
21. Женщина в домашнем хозяйстве

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кислицына И. Г. Гендерология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Афанасьев А.С., Бреева Т.Н. Гендерный аспект изучения литературы: Издательство "ФЛИНТА", 2018 e.lanbook.com
Л2.3 Большакова, О.В История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор Москва : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 EastView www.eastview.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ОMicrosoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.