МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пограничная психиатрия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедрой
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. мед. наук, профессор, Рукина Наталья Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Пограничная психиатрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
— ознакомиться с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— ознакомиться с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— ознакомиться с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПК-7: готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о способах сбора клинико-психологических данных в контексте работы с психическими расстройствами
- иметь представление способах психологической работы с психопатологической симптоматики
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать знания о сборе клинико-психологических данных в научно-исследовательской и практической работе
- уметь оценивать потенциал психологического вмешательства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть навыками построения профиля по психопатологической симптоматике
- владеть способами формирования психологической оценки психопатологической симптоматики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели нормы и патологии в клинической психологии
1.1. Антипсихиатрия и теория ярлыков Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Модели и теории патогенеза психических расстройств
2.1. Биологические факторы психических расстройств Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Средовые, семейные факторы психических расстройств, близнецовый метод Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Психологические и социокультурные факторы психических расстройств Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Нервная система, мозг и психика Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Нейромедиаторная система и психика Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Модель диатез-стресса Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Социально-тревожное расстройство Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Модели стресса, копинги Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Наследственность и генетика в формировании аффективных психических расстройств Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Генетические, биологические факторы аффективных расстройств Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Генетические, психологические и средовые факторы расстройства сна Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Генетические, психологические и средовые факторы развития обсессивно-компульсивной симптоматики Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Генетические, психологические и средовые факторы панического расстройства и агорафобии Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Генетические, психологические и средовые факторы зависимых расстройств (зависимость от ПАВ) Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Позитивна психология: программы и модели позитивных жизненных стилей Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Классификации психических расстройств Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Теория стресса и диатез-стресс-буферные модели Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Диатез-стресссовая модель Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.19. Виды и правила эмпирических исследований в клинической психологии Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.20. Эмпирические исследования в клинической психологии Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Отдельные психические расстройства
3.1. Теоретические модели шизофрении Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Эмпирические исследования шизофрении Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Шизофрения: классификация и диагностика, вмешательство Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Соматоформные и диссоциативные расстройства Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. История изучения аффективных расстройств Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Ктегория МДП (Маниакально-лепрессивный психоз) Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Основные теоретические модели депрессии Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Биполярное аффективное расстройство Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Маниакально-депрессивный психоз Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Современные многофакторные модели депрессий Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Агрессия, гнев, враждебность при депрессивных расстройствах Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Перфекционизм и депрессия Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.13. Система убеждений при депрессии Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.14. Стрессогенные жизненные события и депрессия Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.2
3.15. Модель выученной беспомощности М.Селигман Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.16. История изучения тревожных расстройств Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.17. Эпидемология ПТСР Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.18. Когнитивно-бихевиоральная модель ПТСР Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.2
3.19. ПТСР у ветеранов боевых действий Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.20. ПТСР у жертв преступлений и сексуального насилия Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.21. ПТСР у онкологических больных Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.22. Личностные расстройства: история изучения Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.23. Когнитивная модель личностных расстройств Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.24. Эпидемиология и критерии диагностики личностных расстройств Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.25. Модели психического здоровья и личностной патологии О.Кернберга Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.26. Модели личностной патологии Дж.Мастерсона Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.27. Обсессивно компульсивное расстройство Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.28. Социально-тревожное расстройство Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.29. Диагностические признаки расстройств сна Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.30. Психические расстройства в старческом возрасте Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.31. Этиология и патогенез дементивного расстройства Альцгеймера Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.32. Этиология и патогенез расстройства Пика в старческом возрасте Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.33. Фармакотерапия психических расстройств Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение




Вопросы для коллоквиума по теме 1.1.
1. Клиническая психология как наука.
2. Предметная область клинической психологии.
3. Области применения знаний и навыков клинической психологии.
4. Отечественная нейропсихология: вклад А.Р. Лурии.
5. Рождение психосоматики на стыке медицины и психологии.
6. Отечественная патопсихология: вклад Б.В. Зейгарник.
7. Постмодернизм и клиническая психология в 20 веке.
8. С какой симптоматикой сталкиваются психологи в своей работе?

Вопросы для коллоквиума по теме 1.2.

1. Объяснить смысл модели 4- D в англоязычной клинической психологии.
2. Понятие психической нормы и патологии.
3. Предложите свое понимание «нормального поведения».
4. Агрессивное поведение, страдание, это норма или патология?
5. Эволюция учений о психических расстройствах. Европейские поиски причин ду-шевных недугов.
6. Европейский Ренессанс и создание первых приютов для душевнобольных.
7. Эволюция отношения к психической болезни и к страдающим душевными неду-гами.
8. Биологические факторы психической патологии (Р. Фон-Крафт Эббинг, Э. Крепелин).
9. Психологические факторы психических расстройств (З. Фрейд, Дж. Брейер и др.)
10. Социально-нормативные модели нормы и патологии.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.3.

1. Рождение психологической клиники. Сформулировать смысл идеи, что психиче-ская патология, по аналогии с соматическими болезнями должна получать лечение в специальном месте, учреждении.
2. Идеи Лайтнера Витмера: необходимость специальной, практико-ориентированной области знания – клинической психологии; важность разработки психологических методов реабилитации психической патологии; бригадный подход – как опти-мальный способ совместной работы врача, психолога и социального педагога.
3. Основные психологические школы и подходы к пониманию психических рас-стройств.
4. Вклад представителей психоанализа в понимание психических расстройств.
5. Бихевиоральная психология и психотерапия: Дж. Вольпе и Г. Айзенк.
6. Формирование невроза (страха) с точки зрения бихевиоральных психологов.
7. Смысл антипсихиатрического движения в науке в 70 годы 20 го века.
8. Взаимосвязи мозга и поведения.
9. Этиология психических расстройств.

Вопросы для коллоквиума по теме 2.1.
1. Этические вопросы клинической психологии.
2. Принципы современной клинической психологии: мультифакторность этиологии психической симптоматики, ориентация на нужды практики, междисциплинарные подходы к изучению формирования и проявлений психопатологической симптома-тики.
3. Вклад представителей психоанализа в понимание личностных расстройств.
4. Вклад когнитивного и поведенческого направлений в понимание личностных ано-малий.
5. Особенности классификации личностных расстройств в МКБ-10 и DSM-4. Сравни-тельный анализ.
6. Трудности постановки диагноза в контексте работы с личностными расстройствами.
7. Некоторые ошибки психолога в работе аномалиями личности.

Вопросы для коллоквиума по теме 3.1.
1. Психогенные факторы расстройств сна.
2. Психогенные и генетические факторы социально-тревожного расстройства.
3. Какие психические расстройства в старческом возрасте вам известны.
4. Этология и клиническая картина расстройств приема пищи.
5. Психологические и семейные факторы развития расстройств приема пищи.
6. Этиология шизофрении: генетические и средовые факторы.
7. Основные подгруппы шизофрении: симптоматика, клиническая картина.
8. Подходы психологического вмешательства при шизофрении.
9. Этиология социально-тревожного расстройства: клиническая картина, подформы расстройства.
10. Этиология и клиническая картина аффективных расстройств: биполярная депрессия, униполярная депрессия.



2. Решение ситуационных задач и практических задач (выполнение практических заданий) - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы; или выполнить проблемное задание на практике.

Практическое задание по теме 2.1
Задание 1. Составить профиль симптомов и предложить первичную оценку пси-хологического профиля по предложенным данным о человеке, его переживаниях, эмоци-ях, мыслях.
Например: Каждую ночь Мириам долго плачет, прежде чем уснет. Она уверена, что будущее сулит ей одни несчастья. Только в одном она действительно уверена: «Я скоро умру, и мои дочери тоже скоро умрут. Мы обречены. Мир отвратителен. Мне все опро-тивело.» У нее большие проблемы со сном. Мириам боится закрыть глаза, боится, что не сможет проснуться — а что тогда будет с ее девочками? Когда она наконец погружа-ется в сон, ей снятся кошмары — кровь, расчлененные тела, раскаты грома, разложение, смерть, разруха. И вот приходит утро, и Мириам чувствует, что не в силах встать. Сама мысль о том, что предстоит прожить еще один день, угнетает ее. Ей хочется быть уже мертвой, хочется, чтобы ее дочери тоже были уже мертвы. «Это было бы лучше для всех нас», — думает она. Депрессия и тревога парализуют Мириам, она слиш-ком устала, чтобы двигаться, и очень боится выходить из дома. И она снова решает вместе с дочерьми оставаться дома.»

Примерный перечень возможных симптоматических профилей:
- Гистрионное расстройство;
- Тревожные расстройства;
- Аффективное расстройство;
- Параноидное расстройство;
- Паническое расстройство.

Задание 2. Составить профиль симптомов и предложить первичную оценку пси-хологического профиля по предложенным данным о человеке, его переживаниях, эмоци-ях, мыслях.
Например: «В прошлом году Бредли много раз слышал таинственные голоса, внушав-шие ему, что он должен уйти с работы, оставить семью и приготовиться к вторжению врагов. Эти голоса внесли ужасное смятение в его жизнь. Бредли считает, что голоса принадлежат каким-то существам из отдаленных уголков вселенной, которые нашли способ связаться с ним. И хотя ему представляется, что в нем, вероятно, есть нечто особенное — ведь именно его избрали, чтобы передать эти сведения, голоса тревожат его, он находится в постоянном напряжении. Если Бредли отказывается выполнить при-каз, голоса всячески оскорбляют его и угрожают, превращая жизнь в сплошной кошмар. Бредли посадил себя на очень скудную диету, чтобы не дать предполагаемым врагам отравить его пищу. Он нашел тихую квартиру вдали от привычных любимых мест и устроил в этом жилище настоящий склад оружия и амуниции. Родственники Бредли и его друзья пытались поговорить с ним, понять, что его так беспокоит, и убедить юношу прекратить паническую активность. Однако с каждым днем Бредли все глубже погру-жается в мир таинственных голосов и воображаемых опасностей».
Примерный перечень возможных симптоматических профилей:
- Гистрионное расстройство;
- Тревожные расстройства;
- Аффективное расстройство;
- Параноидное расстройство;
- Паническое расстройство.
- Шизофрения;
- Бредовое расстройство.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. Психиатрия: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2013 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970423585.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Демьянов Ю.Г. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EA0D3DCD-E6E7-4C91-A517-23139BCC0409
Л2.2 Под ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова Психиатрия: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970444627.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Пограничная психиатрия https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8281
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.



Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу аномалии личности, составлять развернутый конспект рас-сматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.



На практических занятиях по предмету «Аномалии личности» рассматриваются вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при расстройствах личности. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков диагностики расстройств личности, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению когнитивно-поведенческой модели расстройств личности, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу когнитивных профилей и когнитивных схем, характерных определенным расстройствам личности, студентам предлагается провести анализ убеждений, правил, установок и автоматических мыслей для различных расстройств личности.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на зачете:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.