МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 6 6
Практические 6 6 0 6 6
Сам. работа 60 60 0 60 60
Итого 72 72 0 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., Доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.03.01 История (квалификация (степень «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г., № 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать адаптации студентов первого курса в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя.
Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «история», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Создать представление об истории как научной сфере деятельности, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики.
Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков.
Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде.
Акцентировать внимание на методологии исторического познания, показать его нужность и полезность для исторического исследования.
Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению.
Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.познавательный и практико-ориентированный потенциал дисциплины «Введение в профессию» для осознанного выбора будущими бакалаврами одного из направлений профессиональной подготовки;
вклад дисциплины в формирование историка-исследователя, ее роль в обеспечении свободной ориентации студентов по следующим проблемам: наука как особая форма знаний; назначение истории в познании прошлого; основной понятийный аппарат исторической науки; роль человека в истории; проблема закономерности истории; соотношение насилия и ненасилия в общественных отношениях; своеобразие источниковой базы исторической науки; совершенствование внеисточникового знания; историческое исследование: стратегия, логика, этапы;
социальную значимость истории, ее взаимосвязь с политикой и роль истории в формировании исторического сознания отдельных индивидов и общества в целом.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с основными источниками информации, которые определяют спектр направлений будущей профессиональной деятельности, облегчают выбор из него личностно значимой сферы приложения интеллектуального потенциала;
анализировать ход исторического процесса, выделять из него многогранные факторы развития, ранжировать их по степени значимости, сопоставлять различные тенденции, соединять информацию из философии и истории для достижения оптимального результата в познании сложных проблем;
использовать и конструктивно перерабатывать материал науки в систему собственных взглядов, транслировать свою позицию на аудиторию сокурсников и отстаивать сложившиеся убеждения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ценностными ориентирами, позволяющими осознавать свою роль и предназначение как на этапе обучения в вузе, так и после присвоения квалификации «бакалавр истории»;
приемами самостоятельного поиска, отбора и структурирования информации, а также обеспечения информационной безопасности;
способностью выбирать целевые и смысловые установки для своих действий по выработки некой предварительной программы применения своего потенциала в избранной профессиональной сфере;
знаниями и опытом организации продуктивной учебно-познавательной деятельности, способной обеспечить становление и дальнейшее развитие профессиональных качеств личности в области исторического познания;
анализом и самооценкой реальных достижений в целях моделирования перспектив дальнейшего роста в избранной сфере;
развитым мышлением и его возможностями в учебной и учебно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории
1.1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Своеобразие прошлого как объекта исследования
2.1. Характеристика истории как объекта исследования Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Роль человека в истории. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Проблема повторяемости и закономерности в истории. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Своеобразие исторического познания
3.1. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Своеобразие источниковой базы исторической науки Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Источниковая база исторической науки Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Источниковая база исторической науки Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Этапы и основные элементы исторического исследования Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. История и искусство Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. История в системе наук
4.1. Взаимоотношения истории с другими науками. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. История и общество
5.1. Историческое сознание общества и историческая наука Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. История и политика. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности.
2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе.
3. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт.
4. История как наука, общий взгляд на проблему.
5. Основной понятийный аппарат исторической науки.
6. Совершенствование внеисточникового знания – один из путей развития исторической науки.
7. Человек в истории. Проблема соотношения свободы, необходимости и случайности в истории.
8. Главные действующие силы в истории: народ или выдающиеся личности.
9. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными.
10. Соотношение причинно-следственных и закономерных связей в истории.
11. Особенности действия законов в исторической реальности и особенности их познания.
12. Природа насилия и ненасилия в общественных отношениях, связь насилия с исторической необходимостью.
13. Насилие в истории как многоаспектное явление, различающееся по формам, причинам и поводам.
14. Ненасилие в истории. Практиковавшиеся способы сопротивления насилию, их цель и степень эффективности.
15. Своеобразие источниковой базы истории как науки.
16. Видовое разнообразие письменных исторических источников, их характеристика.
17. Организация работы с историческими источниками.
18. Стратегия и логика исторического исследования.
19. Основные этапы и элементы исторического исследования.
20. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития.
21. Взаимоотношение истории с другими гуманитарными науками.
22. История и искусство.
23. История и политика.
24. Сущность исторического сознания, его индивидуально-психологическая характеристика.
25. Массовое историческое сознание и социальная память, их взаимосвязь и отличия друг от друга.
26. Историзм как течение в исторической науке, понимание им исторического сознания и социальной памяти.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. в УМК

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222494
Л1.2 М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина Основы теории исторического знания : : учебное пособие УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филюшкин А.И. (ред.) Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Изд-во Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/DB0765F2-A6ED-4B1B-A76A-B9C2645A4BB7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оснащенность учебного процесса программными продуктами
(компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы)

№ Наименование № лицензионного соглашения / договора
1 Microsoft Office Professional 2003 1991936
2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616
3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402
4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L
5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780
6 IBM SPSS Statistics 20 S120504
7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки
8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
Мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети интернет.
Во всех учебных подразделениях по возможности обозначены учебные аудитории, расположенные и адаптированные максимально комфортно для разных категорий инвалидов (первый или второй этажи, широкие дверные проемы, низкие пороги, мультимедийное оборудование, дублированные шрифтом Брайля номеров кабинетов). В учебном помещении, в котором обучается студент с инвалидностью или с ОВЗ (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий) при необходимости выделяется по 1-2 места для студентов-инвалидов по конкретному виду нарушений здоровья – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В стандартной учебной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями слуха и зрения.
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столов, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяется 1-2 стола в ряду у дверного проема.
Для лиц с нарушением зрения:
- в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
- при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.)
Для лиц с нарушениями слуха:
- в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
- при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.).
Аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Компьютерный класс. Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MSOffice; Word, Excel, PowerPoint, MapinfoProfessionaluдр.
Обучающиеся с ОВЗ или с инвалидностью обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа,
- в форме аудиофайла,
- в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа,
- в форме аудиофайла.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В нем представлены планы практических занятий, литература и материалы для подготовки к ним. Четыре из шести практических занятий обязательно включают практические задания, которые в обязательном порядке выполняются студентами с использованием на выбор индивидуальной, парной, групповой форм самостоятельной работы.
По разделам программы разработаны тестовые задания для контроля за усвоением студентами лекционного курса. Допуск к зачету предполагает обязательное выполнение практических и тестовых заданий.