Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 0 | 6 | 6 | |
Практические | 6 | 6 | 0 | 6 | 6 | |
Сам. работа | 60 | 60 | 0 | 60 | 60 | |
Итого | 72 | 72 | 0 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Способствовать адаптации студентов первого курса в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя. Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «история», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза. Создать представление об истории как научной сфере деятельности, в рамках которой изучаются различные аспекты исторического развития общества, социальной, культурной и политической практики. Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков. Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки. Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде. Акцентировать внимание на методологии исторического познания, показать его нужность и полезность для исторического исследования. Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению. Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | познавательный и практико-ориентированный потенциал дисциплины «Введение в профессию» для осознанного выбора будущими бакалаврами одного из направлений профессиональной подготовки; вклад дисциплины в формирование историка-исследователя, ее роль в обеспечении свободной ориентации студентов по следующим проблемам: наука как особая форма знаний; назначение истории в познании прошлого; основной понятийный аппарат исторической науки; роль человека в истории; проблема закономерности истории; соотношение насилия и ненасилия в общественных отношениях; своеобразие источниковой базы исторической науки; совершенствование внеисточникового знания; историческое исследование: стратегия, логика, этапы; социальную значимость истории, ее взаимосвязь с политикой и роль истории в формировании исторического сознания отдельных индивидов и общества в целом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с основными источниками информации, которые определяют спектр направлений будущей профессиональной деятельности, облегчают выбор из него личностно значимой сферы приложения интеллектуального потенциала; анализировать ход исторического процесса, выделять из него многогранные факторы развития, ранжировать их по степени значимости, сопоставлять различные тенденции, соединять информацию из философии и истории для достижения оптимального результата в познании сложных проблем; использовать и конструктивно перерабатывать материал науки в систему собственных взглядов, транслировать свою позицию на аудиторию сокурсников и отстаивать сложившиеся убеждения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ценностными ориентирами, позволяющими осознавать свою роль и предназначение как на этапе обучения в вузе, так и после присвоения квалификации «бакалавр истории»; приемами самостоятельного поиска, отбора и структурирования информации, а также обеспечения информационной безопасности; способностью выбирать целевые и смысловые установки для своих действий по выработки некой предварительной программы применения своего потенциала в избранной профессиональной сфере; знаниями и опытом организации продуктивной учебно-познавательной деятельности, способной обеспечить становление и дальнейшее развитие профессиональных качеств личности в области исторического познания; анализом и самооценкой реальных достижений в целях моделирования перспектив дальнейшего роста в избранной сфере; развитым мышлением и его возможностями в учебной и учебно-исследовательской деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории | ||||||
1.1. | Характеристика курса «Введение в профессию» и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.2. | Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
1.3. | Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Своеобразие прошлого как объекта исследования | ||||||
2.1. | Характеристика истории как объекта исследования | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.3. | Характеристика истории как объекта исследования и определение роли историка в обществе | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.4. | Роль человека в истории. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.5. | Проблема повторяемости и закономерности в истории. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
2.6. | Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Своеобразие исторического познания | ||||||
3.1. | Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.2. | Своеобразие источниковой базы исторической науки | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.3. | Источниковая база исторической науки | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.4. | Источниковая база исторической науки | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.5. | Историческое исследование: стратегия, логика, этапы | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.6. | Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.7. | Этапы и основные элементы исторического исследования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.8. | Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
3.9. | История и искусство | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 4. История в системе наук | ||||||
4.1. | Взаимоотношения истории с другими науками. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
4.2. | Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 5. История и общество | ||||||
5.1. | Историческое сознание общества и историческая наука | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
5.2. | Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
5.3. | История и политика. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Характеристика курса «Введение в профессию» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности. 2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе. 3. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. 4. История как наука, общий взгляд на проблему. 5. Основной понятийный аппарат исторической науки. 6. Совершенствование внеисточникового знания – один из путей развития исторической науки. 7. Человек в истории. Проблема соотношения свободы, необходимости и случайности в истории. 8. Главные действующие силы в истории: народ или выдающиеся личности. 9. Идея закономерности как отражение единства и повторяемости в истории, ее различная интерпретация учеными. 10. Соотношение причинно-следственных и закономерных связей в истории. 11. Особенности действия законов в исторической реальности и особенности их познания. 12. Природа насилия и ненасилия в общественных отношениях, связь насилия с исторической необходимостью. 13. Насилие в истории как многоаспектное явление, различающееся по формам, причинам и поводам. 14. Ненасилие в истории. Практиковавшиеся способы сопротивления насилию, их цель и степень эффективности. 15. Своеобразие источниковой базы истории как науки. 16. Видовое разнообразие письменных исторических источников, их характеристика. 17. Организация работы с историческими источниками. 18. Стратегия и логика исторического исследования. 19. Основные этапы и элементы исторического исследования. 20. История и естествознание: возможные пути соприкосновения, своеобразие развития. 21. Взаимоотношение истории с другими гуманитарными науками. 22. История и искусство. 23. История и политика. 24. Сущность исторического сознания, его индивидуально-психологическая характеристика. 25. Массовое историческое сознание и социальная память, их взаимосвязь и отличия друг от друга. 26. Историзм как течение в исторической науке, понимание им исторического сознания и социальной памяти. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в УМК |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ракитов А.И. | Историческое познание: Системно-гносеологический подход: | М. : Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина | Основы теории исторического знания : : учебное пособие | УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филюшкин А.И. (ред.) | Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Изд-во Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оснащенность учебного процесса программными продуктами (компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы) № Наименование № лицензионного соглашения / договора 1 Microsoft Office Professional 2003 1991936 2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616 3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402 4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L 5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780 6 IBM SPSS Statistics 20 S120504 7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки 8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: Мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети интернет. Во всех учебных подразделениях по возможности обозначены учебные аудитории, расположенные и адаптированные максимально комфортно для разных категорий инвалидов (первый или второй этажи, широкие дверные проемы, низкие пороги, мультимедийное оборудование, дублированные шрифтом Брайля номеров кабинетов). В учебном помещении, в котором обучается студент с инвалидностью или с ОВЗ (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий) при необходимости выделяется по 1-2 места для студентов-инвалидов по конкретному виду нарушений здоровья – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В стандартной учебной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями слуха и зрения. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: - учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столов, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяется 1-2 стола в ряду у дверного проема. Для лиц с нарушением зрения: - в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м. - при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.) Для лиц с нарушениями слуха: - в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м. - при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.). Аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Компьютерный класс. Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MSOffice; Word, Excel, PowerPoint, MapinfoProfessionaluдр. Обучающиеся с ОВЗ или с инвалидностью обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: Для лиц с нарушениями зрения: - в печатной форме увеличенным шрифтом, - в форме электронного документа, - в форме аудиофайла, - в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха: - в печатной форме, - в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - в печатной форме, - в форме электронного документа, - в форме аудиофайла. |
Учебно-методический комплекс дисциплины включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В нем представлены планы практических занятий, литература и материалы для подготовки к ним. Четыре из шести практических занятий обязательно включают практические задания, которые в обязательном порядке выполняются студентами с использованием на выбор индивидуальной, парной, групповой форм самостоятельной работы. По разделам программы разработаны тестовые задания для контроля за усвоением студентами лекционного курса. Допуск к зачету предполагает обязательное выполнение практических и тестовых заданий. |