МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая эвристика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 163
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 2 4 2
Практические 4 2 4 2
Сам. работа 163 64 163 64
Часы на контроль 9 4 9 4
Итого 180 72 180 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преп., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историческая эвристика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Историческая эвристика" является формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации.
Задачи курса:
- формирование знаний об организационных формах и методах научного исследования;
- освоение методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам, архивам и музеям;
- приобретение навыков составления в соответствии с современными требованиями библиографических описаний, рефератов и аннотаций; а также цитат, графических изображений, приложений, используемых в научных трудах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1: способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4. организационную структуру российской исторической науки; способы и формы организации взаимодействия академических и научно-образовательных учреждений; последовательность и детальное содержание этапов исторического исследования.

ПК-6. возможности доступа к различным каналам получения исторической информации; устройство архивной, музейной и библиотечной системы России; ведущие российские и международные аналитические базы цитирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4. определять наиболее оптимальные методы и методологические концепции для реализации собственного исследования, рационально и научно выстраивать стратегию и тактику исторического исследования.

ПК-6. применять различные методики целенаправленного и рационального поиска литературы и источников по библиографическим указателям, каталогам, путеводителям и другим информационно-поисковым системам; критически анализировать и использовать базовую историческую информацию в профессиональной деятельности; подготавливать в соответствии с современными операционно-техническими требованиями рукописи к публикации, а также составлять библиографические описания, оформлять рефераты и аннотации, цитаты, графические изображения, приложения, используемые в научных трудах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4. навыками построения различных моделей научного текста как в формате публикации, так и в виде выступления на научном мероприятии.

ПК-6. навыками критического анализа исторической информации, полученной из различных видов и типов исторических источников; применения полученных данных при решении круга профессиональных и широкого спектра социальных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая эвристика как учебная дисциплина. Общие представления об исторической информации
1.1. Информация и текст: общие подходы и проблема соотношений Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Практическая значимость исторической эвристики для исследовательской деятельности историка Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Построение и аннотирование научного текста Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация российской исторической науки
2.1. Структура российской исторической науки Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Вузовская наука, зарубежные научные центры. Система ученых степеней и званий. Аспирантура и докторантура. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Виды изданий: учебные и научные. Публикационная активность исследователя Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Библиографическое описание учебных и научных изданий Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Историческая периодика Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
2.6. Гранты и грантовая поддержка в РФ Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Негосударственные фонды грантовой поддержки в РФ Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.8. Индивидуальные и коллективные заявки на грант Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Методики поиска и сбора исторической информации
3.1. Библиографическая эвристика и алгоритмы поиска в информационно-справочных системах Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Ведущие библиотеки и библиотечные системы РФ Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.3. Органы научной информации в РФ и виды их информационных изданий (Бюллетени сигнальной информации, реферативные журналы и обзоры, аналитические обзоры. Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Поиск информации в библиотеке: эвристические ходы и ловушки Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Общая и специальная текущая библиография. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Ретроспективная историческая библиография. Библиография библиографии. Биобиблиографические справочники. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
3.7. Техника чтения. Оформление выписок из литературы. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
3.8. Архивная эвристика и организация работы историка в архиве Практические 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Государственный архивный фонд Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.10. Работа с архивными описями и делами Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Музейная эвристика и организация работы историка в музее Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Частные музеи РФ: общие представления и классификация Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.13. Специфика научно-исследовательской деятельности историка в музее Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
3.14. Конспектирование. Аннотация. Реферат. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность студента: научные конференции и курсовая работа
4.1. Организация научной работы студентов (спецсеминары, научные кружки, экспедиции, конференции, конкурсы студенческих работ) Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.2. Научные конференции как способ апробации результатов исследования Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.3. Студенческие и молодежные конференции Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.4. Классификация научных конференций по информационным письмам Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.5. Методика организации курсовой работы Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.6. Оформление титульного листа курсовой работы и ВКР Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
4.7. Оформление библиографических списокв и приложений к научным трудам Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2
4.8. Ошибки при построении курсовой работы Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.9. Методика организации и построения ВКР Сам. работа 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.10. Зачет 4 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1. Общее представление и подходы к определению понятия «информация»
2. Соотношение понятий «постиндустриальное» / «информационное» общество и значение информации на современном этапе развития человечества
3. Понятие «текста». Требования к научному тексту
4. Организация российской исторической науки
5. Система ученых степеней и званий в Российской Федерации
6. Гранты и грантовая поддержка в РФ: основные подходы и принципы составления заявок
7. Библиографическое описание учебных и научных изданий: общие подходы и алгоритмы
8. Библиотечная эвристика: общие понятия и алгоритмы поиска информации в библиотеке
9. Разновидности научных изданий. Учебные издания
10. Понятие и общие представления об архиве и архивной деятельности
11. Система федеральных и региональных архивов. Разновидности архивов
12. Методика организации работы исследователя с архивной документацией
13. Понятия «музей» и «музейный фонд». Организация работы музеев. Виды музеев
14. Проблемы организации исследовательской работы с историческими источниками в музее
15. Апробация результатов исследования. Разновидности научных мероприятий. Научные конференции
16. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности
17. Методика научного исторического исследования
18. Курсовая работа: общие представления и принципы организации текста
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ

1. Институты РАН
2. Вузовская наука
3. Система научных степеней и званий
4. Научные гранты
5. Принцип историзма
6. Методы исторического исследования
7. Антропологический подход в исторической науке
8. Критерии выбора темы научного исследования
9. Формулировка названия темы и роль подзаголовка
10. Составление плана научного исследования
11. Ретроспективная и текущая библиография
12. Электронные информационные ресурсы
13. Изучение литературы и оформление выписок
14. Классификация и методы работы с опубликованными источниками
15. Архивы и их справочный аппарат
16. Методика работы с архивными документами
17. Оформление ссылок на литературу и источники
18. Составление списка литературы и источников
19. Составление приложений
20. Авторское редактирование

Темы рефератов

1. Критерии перехода к информационному обществу в научной литературе
2. Виды научных текстов
3. Основные этапы возникновения и развития Академии наук
4. Ведущие научные учреждения современной России
5. Отраслевая историческая наука в Сибири
6. Основные понятия и проблемы библиотечной эвристики
7. Архивный фонд Российской Федерации
8. Музейная эвристика: основные этапы становления
9. Публикационная активность исследователя: основные подходы и специфика реализации в современных научных реалиях
10. Индекс Хирша
11. Российские и международные системы цитирования
12. Российские журналы из перечня ВАК
13. Требования к соискателям ученых степеней
14. Требования к соискателям ученых званий
15. РФФИ и оказываемая им грантовая поддержка
16. Основные этапы подготовки заявки на грант
17. Этапы подготовки текста к публикации
18. Общие требования к различным видам публикаций
19. Научные статьи и материалы конференций: основные различия
20. Виды научных конференций
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложениии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
Л1.2 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие М. : Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443457
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». https://biblioclub.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э4 Курс на Moodle "Историческая эвристика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4201
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Эл. адрес: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая эвристика» нацелен на формирование у студентов базовых знаний, умений и навыков в сфере теории и методологии исторической науки, а также в области сбора, обработки, хранения и распространения исторической информации. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 2 ЗЕТА/ 72 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты организации и функционирования исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий явлений исторической науки по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.