Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | обеспечить возможность получить теоретическое и практическое знание об основных принципах, методах и техниках когнитивно-бихевиоральной диагностики и консультирования и сформировать навыки их применения. Задачи: - Сформировать знание методологических принципов и экспериментальной основы КБТ, представления о современном состоянии КБТ, основных принципах и техниках в работе с тревожно-фобическими и тревожно-депрессивными расстройствами. Уметь применять соответствующие техники. - Создать условия для расширения теоретических и практических знаний слушателей о терапевтической деятельности психолога, принципах его работы, а также техниках и принципах, которые он использует в своей практике в соответствии с решаемой им терапевтической задачей. - Обеспечить условия для практического освоения КБТ техник, основных принципов работы с психозами, бредом ревности. - Обеспечить условия для практического освоения техник - КБТ и диагностики клиентов в норме и в клинике (гиперактивность, суицидальное поведение, реактивные состояния, психопатии и др.). - Сформировать навыки использования КБТ техник на практике - диагностических, консультативных, исследовательских в работе с личностными расстройствами, стрессовыми и невротическими состояниями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПСК-3.9 | способностью и готовностью к применению методик индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач |
ПСК-3.10 | способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы, методологию и методы, приемы разных периодов когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений) |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений) |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками и готовностью практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Методология и основные принципы, задачи КБТ | ||||||
1.1. | 1. Методология КБТ | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | 2. Основные принципы, идеи, положения КБТ | Лабораторные | 6 | 4 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | 3. Основные задачи КБТ | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | 4. Струткура КБТ сессий в клинической практике | Лабораторные | 6 | 4 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | 5. КБТ: первая сессия | Сам. работа | 6 | 18 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | 6. КБТ: домашние задания | Сам. работа | 6 | 12 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | 7. КБТ и рационально-эмотивная терапия. Терапия мультимодальная | Лабораторные | 6 | 4 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | 8. КБТ: структура сессий, ведение интервью, диагностика и план работы | Лабораторные | 6 | 4 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основные приемы и техники КБТ в работе с психическими расстройствами | ||||||
2.1. | 1. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | 2. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | 3. КБТ в работе с тревожно-депрессивными и личностными расстройствами | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | 4. КБТ техники в работе с паническими атаками | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | 5. КБТ техники и приемы, логика и структура сессий в работе с ПТСР, острым стрессовым расстройством | Сам. работа | 6 | 18 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Современные проблемы научных исследований в КБТ | ||||||
3.1. | 2. Доказательная терапия: критерии | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | 3. Современные научно-исследовательские проблемы КБТ | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | 5. Бихевиоральная терапия: доказательство эффективности | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | 6. Когнитивная терапия: доказательство эффективности | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | 8. Метакогнитивная и когнитивная терапия: различие в техниках, методиках, взгляде на расстройство | Сам. работа | 6 | 18 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. КБТ и отечественная патопсихология: пути пересечения | ||||||
4.1. | 4. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | 5. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | 6. Когнитивные техники работы с ПТСР | Лабораторные | 6 | 2 | ПСК-3.9, ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Психология личностных конструктов Дж. Келли в контексте терапии разных клинических групп. 2. Проблема мотивации и эмоций в БКТ. Внутренняя и внешняя мотивация (Э. Деси). 3. Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер). 4. Современная БКТ: проблемы и перспективы. 4. Рационально-эмотивная терапия (А. Бек, А. Эллис). 5. Мультимодальная терапия А. Лазаруса. 6. Терапия реальности Дж. Глассера как вариант когнитивной терапии. 7. Фиксированные формы поведения и психическая ригидность как механизмы дезадаптации (Г.В. Залевский). 8. Позитивная психология М. Селигмана: терапевтические перспективы. 9. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. 10. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения. 11. Автоматические мысли и эмоции в БКТ: техники выявления 12. Ранние неадаптивные схемы и дисфункциональные убеждения в клинике тревожных и соматоформных расстройств. 13. Научение по моделям in vivo. 14. Скрытое научение по моделям 15. Предъявление символических моделей. 16. Скрытое обуславливание; когнитивная терапия (А. Бек). 17. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). 18. Тренинг в решении проблем, тренинг самоинструктирования. 19. Тренинг прививки против стресса; стратегии реатрибуц |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Психология как объективное исследование причин, условий, последствий и отдельных проявлений поведения. 2. Проблема эффективности психотерапии. Сравнительный анализ БКТ и других видов терапии. 3. Классическое обуславливание И.П. Павлова и оперантное обуславливание Б.Ф. Скиннера. 4. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана. 5. Поведенческая психотерапия в общественном и социальном контексте. 6. Понятие симптома и болезни в поведенческой психотерапии. 7. Третья волна в КБТ. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сидоров П.И., Парняков А.В | Клиническая психология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2010 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Практикум по КБТ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно». |