Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Пс-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 7 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 69 | 69 | 69 | 69 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор
1.1. | Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности психолога консультирующего детей и подростков, а также их семьи; формирование у студентов практических навыков психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач: • обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога; • определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога; • ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию; • формирование у студентов навыков взаимодействия с клиентом; • развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка; • развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
СПК - 2 | Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О консультировании детей и подростков как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи консультирования детей и подростков с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование | ||||||
1.1. | Специфика консультирования детей и подростков | Практические | 4 | 2 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Этапы психологического консультирования детей и подростков | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Психологическое консультирование детей и подростков, находящихся в различных жизненных ситуациях | ||||||
2.1. | Консультирование детей и подростков в ситуации насилия | Практические | 4 | 2 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Консультирование детей и подростков в ситуации насилия | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению | Практические | 4 | 2 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей | Практические | 4 | 2 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Особенности аналитического этапа консультирования. Основные принципы анализа полученной информации | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Проблема психологического прогнозирования. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Коррекционно-развивающая работа. | Практические | 4 | 4 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.14. | Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-5, СПК - 2, СПК -1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Обухова Л.Ф. | ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Выготский Л.С. | ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Анастази А. | Психологическое тестирование: тесты | СПб.[и др.] : Питер, 2007 | www.lib.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в Moodle "Консультирование детей и подростков" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ eLIBRARY.RU http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |