МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое консультирование детей и подростков
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Кан.психол.наук, доцент, Даренских С.С

Рецензент(ы):
Д.психол.наук, Зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое консультирование детей и подростков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности психолога консультирующего детей и подростков, а также их семьи; формирование у студентов практических навыков психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;
• формирование у студентов навыков взаимодействия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О консультировании детей и подростков как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи консультирования детей и подростков с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Специфика консультирования детей и подростков Лекции 2 4 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Этапы психологического консультирования детей и подростков Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Психологическое консультирование детей и подростков, находящихся в различных жизненных ситуациях
2.1. Консультирование детей и подростков в ситуации насилия Практические 2 0 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Консультирование детей и подростков в ситуации насилия Сам. работа 2 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению Практические 2 0 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Консультирование детей и подростков группы риска по девиантному поведению Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей Практические 2 2 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Особенности аналитического этапа консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Сам. работа 2 10 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 2 12 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 2 14 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Сам. работа 2 13 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Коррекционно-развивающая работа. Практические 2 4 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Сам. работа 2 14 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
Л1.2 Выготский Л.С. ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/95A24609-3FB4-4626-B991-FEE83A6B7AC2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анастази А. Психологическое тестирование: тесты СПб.[и др.] : Питер, 2007 http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=search?menu_POISK3=%E7%EE%EE%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&m
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в Moodle "Консультирование детей и подростков" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=267
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.