МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по медико-психологической диагностике
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42 84 84
Сам. работа 66 66 66 66 132 132
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по медико-психологической диагностике

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Знание о формах использования медицинской (клинической) психологии в соматической клинике
- Знание и понимание принципов современной биопсихосоциальной парадигмы в медицине и психологии
- Знание и понимание процесса психической и психофизиологической адаптации как основы методологии современных медико-психологических исследований
- Знание классификации психосоматических расстройств в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о о роли психических факторов в происхождении и течении соматических заболеваний
Знать о современной биопсихосоциальной парадигме в медицине и психологии
Иметь представление о стрессовых факторах в развитии симптоматики расстройств в клинической практике
Знать о способах исследования факторов риска развития психических и психосоматических расстройств в клинической практике
Иметь представление о методах психологической коррекции в работе с психическими и психосоматическими расстрйоствами
Знать формы коррекционных вмешательств в контексте работы с определенным психосоматическим расстройством
Иметь представление о признаках соматоформных расстройств
Знать способы интерпретации признаков соматоформных расстройств
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических расстройствах
Уметь анализировать отношение к болезни в системе личностных смыслов больного
Уметь планировать психологическое вмешательство в контексте работы с психосоматическими расстройствами
Уметь оценивать риски развития симптоматики психосоматических расстройств
Уметь оценивать психофизиологическую адаптацию больного как предиктор позитивных изменений
Уметь оценивать сформированность внутренней картины болезни в рамках конкретной психосоматической симптоматики
Уметь оценивать роль социально-психологических факторов в формировании условий для преодоления стресса, сввязанного болезнью
Уметь оценивать социальную фрустрированность как фактор нарушения здоровья
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владение способами исследования качества жизни в соматической и психосоматической клинике
владение методами достижения комплайенса в профессиональнйо деятельности
владеть методиками оценки состояния личности в контексте психических и психосоматических расстройств
Владеть диагностическими методиками оценки симптоматики психических и психосоматических расстройств
Владеть методами исследования внутренней картины болезни в рамках соответствующей психической и психосоматической симптоматики
Владеть способами написания отчета по результатам диагностики и коррекции в клинической практике
владеть навыками планирования и организации социальной поддержки как ресурса дял преодоления стресса болезни
Владеть навыками установления контактов с семьей и близким окружением больного для повышения сотрудничества в процессе позитивных изменений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Клиническая психология: история, теория и практика применения в соматической клинике
1.1. История развития представлений о роли психических факторов в происхождении и течении соматических заболеваний Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Современная биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Психодинамическое направление в психосоматике Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Личностно-типологическое направление в психосоматике Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Психонейропсихологическое направление в психосоматике Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Когнитивно-поведенческое направление в психосоматике Лабораторные 7 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Соматоформные расстройства Сам. работа 7 11 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических расстройствах
2.1. Неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях Сам. работа 7 11 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Астенические расстройства Сам. работа 7 11 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Тревога и тревожные расстройства Сам. работа 7 11 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Депрессивные расстройства Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Отношение к болезни в системе личностных смыслов больного Сам. работа 7 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Стратегии совладания со стрессом и механизмы психологической защиты при соматических расстройствах Лабораторные 8 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Роль социально-психологических факторов в формировании условий для преодоления стресса болезни Лабораторные 8 5 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Социальная фрустрированность как фактор нарушения здоровья. Социальная поддержка как ресурс дял преодоления стресса болезни Лабораторные 8 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Роль семьи в обеспечении условий для преодоления стресса болезни Сам. работа 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Исследование качества жизни в соматической клинике Сам. работа 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Медицинская психологическая в соматической клинике
3.1. Теория и методология медицинской психодиагностики в соматической клинике Лабораторные 8 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Применение методов медицинской психодиагностики в соматической клинике Лабораторные 8 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методики исследования личностно-типологических характеристик Лабораторные 8 7 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Методики для диагностики социальной фрустрированности Лабораторные 8 5 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Методические подходы к оценке качества жизни в соматической клинике Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Медицинская психодиагностика в клинике соматоформных расстройств Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Медицинская психодиагностика в кардиологии Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Медицинская психодиагностика в пульмонологии Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Медицинская психодиагностика в эндокринологии Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Медицинская психодиагностика в гастроэнтерологии Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Медицинская психодиагностика при воспалительных заболеваниях кишечника Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Медицинская психодиагностика при неалкогольной жировой болезни печени Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Медицинская психодиагностика при ревматоидном артрите Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Медицинская психодиагностика в геникологии Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Медицинская психодиагностика в онкологии Сам. работа 8 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные этапы в понимании психических расстройств вам известны?
2. Проанализируйте в историческом контексте представления соотношении болезней тела и болезней души.
3. Охарактеризуйте вклад психодинамического направления в понимание психосоматических расстройств.
4. Объясните роль фрейдовской концепции конверсионных расстройств и соматических эквивалентов тревоги в понимании психосоматических расстройств.
5. Назовите и охарактеризуйте известные вам концепции алекситимии.
6. Объясните концепцию личностного типа D.
7. Охарактеризуйте известные вам концепции стресса.
8. Объясните роль симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной систем в стрессовых реакциях.
9. ОБъясните принципы когнтивно-поведенческого подхода к психологическому вмешательству при психосоматических расстройствах.
10. Какие соматоформные расстройства вы знаете. Какие методики диагностики соматоформных расстройств вам известны?
11. Какие тревожные расстройства вам известны? Какие методики диагностики тревожных расстройств вам известны?
12. Какие аффективные расстройства вам известны? Какие методики диагностики аффективных расстройств вам известны?
13. Какие подходы к исследованию картины болезни вам известны?
14. Объясните понятие "стратегия совладания со стрессом"?
15. Какие факторы риска и факторы поддержки при совладании со стрессом вам известны?
16. Объяснить понятие качества жизни при психосоматическом расстройстве.
17. Какие методики изучения личностно-типологических характеристик вам известны?
18. ОБъяснить понятие социальной фрустрации.
19. Какие астенические расстройства вам известны? Охарактеризуйте их.
20. Охарактеризуйте нейропсихологическое направление в психосоматике.
21. Какие аффективные расстройства вам известны. Назовите ключевые признаки аффективных расстройств.
22. Какие тревожные расстройства вам известны. Назовите ключевые признаки тревожных расстройств.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие стресса. Стратегии совладания со стрессом.
2. Социальные стрессы как фактор риска развития психосоматических расстройств.
3. Понятие качества жизни при психосоматическом расстройстве.
4. Методология диагностики в психосоматической клинике.
5. Методики изучения личностно-типологических характеристик.
6. Фактор социальной фрустрации и психосоматическая симптоматика.
7. Картина болезни. Методики изучения.
8. Семейный фактор преодоления стресса в соматической клинике.
9. Нейропсихологический подход в психосоматике.
10. Биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии.
11. Нозогенная симптоматика и расстройства.
12. Соматогенная симптоматика и расстройства.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
Л1.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438947.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э5 Практикум по медико-психологической диагностике https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5116
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по предмету.

На практических занятиях рассматриваются вопросы диагностики и классификации психосоматических расстройств. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу подходов к рассмотрению диагностических критериев оценки психосоматических расстройств. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных подходам рассмотрения отдельных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их диагностических решений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению иностранных методик оценки и изучения психических расстройств, студентам предлагается использовать переводчики и англо-русские словари для создания русских адаптированных версий. Рабочая русская адаптация иностранной методики создается в совместной работе группы.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать выступления одногруппников для участия в последующем обсуждении проблемы.