МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Толкование права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Васев И.Н.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Толкование права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "теория толкования права" являются
познание студентами значения, социальной природы, оснований способов и видов толкования права как средства отыскания более глубокого смысла за, на первый взгляд. Сухими предписаниями нормативно-правового акта; а также уяснение природы и инструментальной ценности аналогии права и закона. В круг задач данного специального курса входят: 1) углубленное изучение в рамках общетеоретической юридической науки походов к пониманию толкования права; 2) познание целей, функций, принципов и значения толкования права и аналогии в праве; 3) разрешение проблемы пробельности права; 4) уяснение отличий между аналогией права и аналогией закона; 5) приобретение умения пользоваться конкретными видами и способами толкования права при работе с нормативно-правовыми актами; 6) формирование уважения к праву и закону, чувства необходимости соблюдения норм прав, почтения к ответственному, добросовестному и соответствующему правовым нормам поведению.
Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПСК-1.1: способностью осуществлять полномочия по отправлению правосудия с соблюдением принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и отраслевом законодательстве

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория толкования права
1.1. Понятие толкования права. Способы толкования права Лекции 4 1 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие толкования права Практические 4 1 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие толкования права Сам. работа 4 4 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.4. Способы толкования права Практические 4 1 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.5. Практическое занятие по решению задач по теме: "Способы толкования права" Сам. работа 4 4 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.6. Виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Лекции 4 1 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.7. Виды толкования права Практические 4 0 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.8. Виды толкования права Сам. работа 4 20 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.9. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Практические 4 0 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.10. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Сам. работа 4 20 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.11. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Практические 4 0 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.12. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Сам. работа 4 8 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.13. Лабораторный практикум по теме: "Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона". Составление словаря основных понятий. Практические 4 0 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.14. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Сам. работа 4 8 ПК-3, ПСК-1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Общефилософские представления о соотношении формы и содержания.
Позитивистский и естественно-правовой подход к возможности толкования права.
Понятие толкования права, его объективно-субъективная природа.
Понятие способов и видов толкования права.
Отдельные способы толкования права: грамматический, исторический, систематический, логический;
Отдельные способы толкования права: специально-юридический, телеологический, функциональный, герменевтический, экзегетический.
Виды толкования права по объему.
Виды толкования права по субъектам.
Акты толкования права: понятие, виды.
Понятие судейского усмотрения, его пределы; возможность судейского усмотрения в РФ.
Роль Конституционного Суда РФ в толковании Конституции РФ.
Принцип неизменяемости правовой позиции суда.
Пробелы в праве и способы их восполнения и устранения.
Аналогия права и аналогия закона: понятие и соотношение.
Судейское усмотрение: понятие и пределы применения.
Дух и буква закона: проблема соотношения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Общефилософские представления о соотношении формы и содержания.
Позитивистский и естественно-правовой подход к возможности толкования права.
Понятие толкования права, его объективно-субъективная природа.
Понятие способов и видов толкования права.
Отдельные способы толкования права: грамматический, исторический, систематический, логический;
Отдельные способы толкования права: специально-юридический, телеологический, функциональный, герменевтический, экзегетический.
Виды толкования права по объему.
Виды толкования права по субъектам.
Акты толкования права: понятие, виды.
Понятие судейского усмотрения, его пределы; возможность судейского усмотрения в РФ.
Роль Конституционного Суда РФ в толковании Конституции РФ.
Принцип неизменяемости правовой позиции суда.
Пробелы в праве и способы их восполнения и устранения.
Аналогия права и аналогия закона: понятие и соотношение.
Судейское усмотрение: понятие и пределы применения.
Дух и буква закона: проблема соотношения.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры : Юрайт// ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582., 2018 www.biblio- online.ru/book/5EC 720B8-491D-47C2- 956E- 1709A0583582., 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селютина, Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.: Юрайт // ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43., 2018 www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
Э3 Курс в Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6286) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6286
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Теория толкования права» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правопонимания и правоприменения, овладение соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с коллективной научной работой Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с. В ней имеются не только важные теоретические обобщения, но и значимая практическая составляющая. Неоценимую помощь в подготовке к данному семинарскому занятию окажет также монография Васьковского Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. 156с. Изучение материала, который в них представлен, позволит получить представление об эволюции теории толкования права. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьями: Сорокин, В. В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе / В. В. Сорокин // Гражданин и право.-2010. - N 6.-С. 3-8.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.
Подготовка к семинарскому занятию № 2 предполагает углубленное знакомство с конкретными способами и видами толкования права. Учащиеся должны четко уяснить разницу между этими теоретическими категориями. В этом им помогут следующие научные работы: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.; Гамзатов М.Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов / М. Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48.
Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие монографии: Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Соцуро, Л.В. Неофициальное толкование норм права./ Л.В. Соцуро. - М.: Профобразование. – 2000. – 112с.; Толстик, В.А., Дворников, Н.Л., Каргин, К.В. Системное толкование норм права./ В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин./ М. – ИД «юриспруденция» - 2010. – 136с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко определить пределы осуществления субъективного права и отграничить от правомерного и противоправного поведений злоупотребление субъективным правом.
Тема семинарского занятия № 4 предполагает аналитическое сопоставление студентами двух Постановлений Конституционного Суда РФ: а) Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и особые мнения судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина; б) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан и особые мнения судей А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева. Также необходимо обратиться к статье: Гаврюсов, Ю. В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции / Ю. В. Гаврюсов// Конституционное и муниципальное право.-2010. - N 7.-С. 51-55. Изучение предложенных источников позволит получить углубленное представление о правовой природе актов высших судебный инстанций России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия.
Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права; особое же внимание следует уделить анализу статей КоАП РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ, в которых говорится об аналогии права и закона. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Важную методическую помощь при этом студентам окажет работа: Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин// Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.