МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.различие функциональных разновидностей литературного языка;
о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать функциональную и жанровую разновидность языкового варианта, пригодную для заданной ситуации общения;
создавать устные и письменные тексты разных жанров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами построения письменного и устного текста в различных стилях и жанрах на литературном языке;
основными методами и приемами практической работы для целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Акцентные нормы русского языка
1.1. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 12 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Грамматические нормы русского языка
2.1. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
2.2. Грамматические нормы русского языка Сам. работа 1 16 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Лексические нормы русского языка
3.1. Понятие о нормах современного русского языка Лекции 1 10 ОК-5 Л1.1
3.2. Лексические и грамматические нормы русского языка Практические 1 2 ОК-5
3.3. Лексические и грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 16 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка.
4.1. Синтаксические нормы русского языка Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
4.2. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 12 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура речи и эффективность общения
5.1. Культура речи и эффективность общения Лекции 1 10 ОК-5 Л1.1
5.2. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
5.3. Особенности устной и письменной речи. ПОнятие функционально-стилевой грамотности Практические 1 4 ОК-5 Л1.1
5.4. Функциональные стили современного русского языка Практические 1 2 ОК-5
5.5. Официально-деловой и научный стили русского языка Практические 1 2 ОК-5 Л1.1
5.6. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 16 ОК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные типы заданий для контрольных работ :
Раздел 1.
1. Выполните комплексный ортологический анализ языкового употребления с учетом различных критериев нормативности (задание выполняется по индивидуальным вариантам)
1). Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
2). Каждый гражданин имеет право уплаты налогов.
3). Для домашних насекомых в магазине ничего нет…(см. пособие)

2. Ответьте на вопрос:
1). Языковой вариант как основная единица ортологии. Типы вариантов в соответствии с уровнями языковой системы. Формальная вариативность и синонимия. Объем ортологического анализа: ортология и стилистика.
2). Нормативная оценка вариантов: императивные и диспозитивные нормы; вариативность в пределах нормы - вариативность за пределами нормативности.
3). Языковая норма как лингвистическое понятие. Соотношение понятий «система» - «норма» - «узус» - «фатис». Динамическая теория нормы (Л.И. Скворцов).
4). Социальная природа норм, общественные факторы языкового развития.
5). Внутренняя противоречивость нормы. Концепция нормы на основе диалектических оппозиций: объективность – оценочность, консерватизм – динамичность, безвариантность – вариативность, всеобщность – локальность, единство – дифференцированность, психологическая отмеченность– нейтральность.
6). Языковая норма в диахроническом аспекте. Причины изменения норм: экстралингвистические и собственно лингвистические. Законы языкового развития: закон аналогии, закон экономии языковых средств, закон противоречия.
7). Механизм изменения норм. Понятие «колебание нормы». Пути развития вариантности. Определение тенденций в развитии нормы и возможности прогнозирования языковых изменений.
8). Языковая норма в синхронном аспекте. Принцип коммуникативной целесообразности нормы и понятие уместности – неуместности употребления. Шкала нормативности.
9). Понятие «речевая культура» и «коммуникативная компетенция». Типы речевой культуры в СРЯ. Языковая личность как носитель речевой культуры. Пуризм и либерализм в оценках языковых фактов.
10). Нормализаторская деятельность и ее основные направления. Кодификация как разновидность нормализаторской деятельности. Принципы кодификации. Критерии нормативности языкового факта (системный, узуальный, критерий функциональной мотивированности, аксиологический критерий, критерий нормативного окружения).
11). Причины нарушения норм. Преднамеренные и непреднамеренные отступления от нормы. Понятие «языковая игра», «стилистический прием», «речевая ошибка», «стилистическая ошибка». Конструктивность – деструктивность нарушений нормы как ортологический параметр (соответствие кодификации объективному состоянию языка). Оценка нарушений по степени их существенности: шкала нормативности.
12). История развития взглядов на понятие «норма». Подход к норме в рамках сравнительно-исторического направления, формирование понятия в недрах структурализма. Идеи Пражского лингвистического кружка и их развитие в советском и постсоветстком языкознании.
13). История развития взглядов на понятие «норма». Функциональное расширение понятия «норма» в современных ортологических исследованиях.

Раздел 2.
1. Определите кодифицированное произношение следующих слов: бифштекс, термос, маневры, блеклый, булочная…. (задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений 1-6 данного раздела).
2.Запишите под диктовку следующие слова: инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, насмешка, дерматин…(задание выполняется в аудитории и включает выборочный материал из упражнений № 7, 8).

Раздел 3.
1. Расставьте нормативные ударения (задание выполняется по индивидуальным вариантам в аудитории).
1) Августовский, алкоголь, алфавит, бармен, быть в фаворе, баловать, вальпургиева ночь, вероисповедание, визирь, гастарбайтер, гастрономия, генезис, жалюзи, жерло, жако, завидно, завсегдатай, закупорить, изрешетить истопник, индиго, каталог, квартал, коклюш, лекция начата, лущить, лососина, памятуя, пандемия, парвеню, партер, пасквиль, патриархия, регент, ритор, рожки (макаронное изделие), сальдовая ведомость, селянин, сегун, сдвоить.
2) …(см. пособие)
2. Выполните комплексный ортологический анализ акцентного варианта по схеме ортологического анализа: фетиш, феномен, диспансер, ракурс, хаос, генезис, катарсис, комбайнер…. (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного слова; проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).


Раздел 4.
1. Найдите в тексте нарушения норм словоупотребления, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 5.
1. Выполните анализ контекстов, пользуясь схемой ортологического анализа языковых вариантов. 1). Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2). Автор не согласился с оценкой критики его романа. 3)… (задание выполняется по индивидуальным вариантам: каждый студент выполняет анализ одного предложения, проверочное задание предлагается в качестве домашней контрольной работы).
2. Отредактируйте предложения, устранив грамматические ошибки.
1). Наряду с составлением словарей, русские лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии. 2). При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 3)…
3. Найдите в тексте нарушения языковых норм, дайте им ортологический комментарий и исправьте контекст (текст прилагается).

Раздел 6.
1. Выполните комплексный ортологический анализ текста (схема анализа приведена в пособии; текст прилагается).
Образец:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 гг.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при поступлении преподавателей на работу оформляются заключением срочного до 5 лет письменного трудового договора (контракта) и издания приказа. В содержание трудового договора включаются показатели, определяющие существенные условия труда.
Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить под роспись вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу. Правилами внутреннего трудового распорядка, должносной инструкцией, уставом АГУ, коллективным договором и другими локальными актами АГУ.
Отв. ректор, начальник УК.

1. Иллокутивная функция высказывания – установление трудовых отношений, прав и обязанностей членов трудового коллектива.
2. Тема – правила приема и увольнения сотрудников организации.
3. Деловая сфера общения, письменная форма речи. Речь официальная, подготовленная, монологическая, РЖ – договор.

4. В тексте встречаются следующие вариативные формы:
4.1. поступление на работу – прием на работу: неравноправные варианты, вариант 1 разговорный, новый, поэтому в официально-деловой речи более предпочтителен 2 вариант.
4.2. включаются показатели, определяющие существенные условия труда – оговариваются существенные условия труда: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.
4.3. с правилами внутреннего трудового распорядка – с правилами внутреннего распорядка: неравноправные варианты, второй предпочтителен по причине большего соответствия принципу точности речи, а также принципу экономии речевых средств.

5. В тексте встречаются формы, не соответствующие норме:
5.1. заключение письменного трудового договора – заключение трудового договора: плеоназм, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено стремлением к гиперкоррекции и слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.
5.2. срочного до 5 лет договора – договора сроком до 5 лет. Грамматическая ошибка: падежная форма словосочетания «до 5 лет» не мотивирована окружением. Нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.3. заключением договора и издания приказа - …и изданием приказа: грамматическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.4. знакомить под роспись – знакомить: употребление слова «роспись», во-первых, является нарушением нормы словоупотребления (треб. «подпись»), а во-вторых, функционально не оправданно. Общепринятая техника оформления юридически значимых актов не требует фиксации в коллективном договоре.
5.5. знакомить с приказом. Правилами… - знакомить с приказом, правилами…: пунктуационная ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено ослаблением самоконтроля. Требуется выбор 2 варианта.
5.6. с должносной инструкцией – должносТной: орфографическая ошибка, нарушение деструктивное, типичное, непреднамеренное, обусловлено слабым владением нормой. Требуется выбор 2 варианта.

Исправленный вариант текста:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к коллективному договору на 2001 – 2003 г.
3. Условия приема и увольнения. Обеспечение занятости.
…3.1. Стороны исходят из того, что трудовые отношения при приеме преподавателей на работу оформляются заключением трудового договора (контракта) сроком до 5 лет и изданием приказа. В настоящем трудовом договоре оговариваются существенные условия труда. Отв. ректор.
3.2. Работодатель обязан знакомить вновь принимаемых работников с приказом о приеме на работу, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией, уставом, коллективным договором и другими локальными актами АГУ. Отв. ректор, начальник УК.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=441404&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Максимов [и др.] ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CCBBD9A7-0581-439F-83DD-9B0638DBBCAF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 поисковая система google www.google.ru
Э4 Справочно-информационная система «Словари.ru» http://slovari.ru
Э5 Толковый словарь иностранных слов. http://foreign.slovaronline.com
Э6 Словарь современного языка http://myslang.ru/words/tag
Э7 Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). http://tolkslovar.ru
Э8 Словарь устаревших слов http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm
Э9 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru -
Э10 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru-
Э11 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э12 курс на Образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2875
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».
Существенную помощь в освоении курса окажут:
- рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий;
- список научных работ и учебной литературы.