Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисциплины |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами критического анализа исторической информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История» | ||||||
1.1. | Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья | ||||||
2.1. | Истоки и основные типы цивилизаций в древности | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Культура Древнего Египта | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Культура Древнего Рима | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Культура средневековой Японии | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Язычество древних славян. Проблемы выбора государственной религии. Крещение Руси. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Цивилизация Древней Руси | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в. | ||||||
3.1. | Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | «Монголо-татарское иго» | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв. | ||||||
4.1. | Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Смутное время в истории России. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Культура эпохи Возрождения | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации. | ||||||
5.1. | Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации. | ||||||
6.1. | Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Развитие России второй в XIX века | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках. | ||||||
7.1. | Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Развитие России в первой половине XX века | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Вторая мировая война (1939-1945 гг.) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Развитие России в второй половине XX века | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету: 1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. 2. Сущность, формы, функции исторического знания. 3. Методы и источники изучения истории. 4. Понятие и классификация исторических источников. 5. Методология и теория исторической науки. 6. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. 7. Основные подходы к изучению истории человечества. 8. Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций. 9. Древние восточные цивилизации. 10. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима. 11. Средневековье как этап всемирной истории. 12. Основные цивилизационные регионы. 13. Место России в мировой цивилизации. 14. Различные версии о прародине славян. 15. Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность. 16. Общественное устройство и зарождение государства. 17. Норманнская и антинорманская теории образования государства. 18. Деятельность первых русских князей. 19. Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями. 20. Правление Владимира Крестителя. 21. Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности. 22. «Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества. 23. Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече. 24. Правление Владимира Мономаха. 25. Причины и последствия политической раздробленности. 26. Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв. 27. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв. 28. Языческие верования восточных славян. 29. Крещение Руси. 30. Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы. 31. Памятники художественной культуры Киевской Руси. 32. Монголо-татарское завоевание русских княжеств. 33. Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в. 34. Монголо-татарское иго: формы проявления. 35. Возвышение Московского княжества в XIII в. 36. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва. 37. Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры. 38. Правление Ивана III: формирование централизованного государства. 39. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады. 40. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия. 41. Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв. 42. Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв. 43. Внешняя политика XVI в.: Ливонская война. 44. Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. 45. Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация 46. Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв. 47. Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия. 48. Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка. 49. Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол. 50. Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. 51. Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма. 52. Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности). 53. Архитектура XIV – XVI вв. 54. Иконопись XIV – XVI вв. 55. Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания. 56. Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей. 57. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в. 58. «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству. 59. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе. 60. Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги. 61. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная. 62. Реформы самоуправления. 63. Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество. Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля». 64. Внутренняя политика Александра III. 65. Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 66. Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв. 67. Социально-экономическое развитие в пореформенной России. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. «История – учительница жизни». (Цицерон). 2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд). 3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке). 4. «У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки … Мы европейские слова И азиатские поступки». (Н. Щербина). 5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин). 6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин). 7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман). 8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский). 9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. | История России: учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D4977FBF-4F9C-45B2-8A9F-CE9D823E8EDC |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | К. А. Пожарская, Н. Ю. Колокольцева | История: Россия и мир: учеб. пособие для бакалавров непрофильных направлений подготовки: | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: | www.hist.msu.ru | ||
Э2 | Курс на Moodle "История для ИИД (История России, всеобщая история)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная билиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru Электоронная библиотека АлтГУ http://elibrary.asu.ru/ Электронные ресурсы Алтая. база данных АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://altlib.ru/ Электронная библиотека АКУНБ им. В.Я. Шишкова http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |