МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по нейропсихологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 128 128 128 128
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
доцент, Казанцева Анастасия Борисовна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владирович

Рабочая программа дисциплины
Практикум по нейропсихологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Практикум по нейропсихологии» является теоретическая и практическая подготовка будущих клинических психологов к проведению нейропсихологической диагностики больных с локальными поражениями головного мозга различной этиологии; знакомство с теоретическими основами клинической нейропсихологии и нейропсихологического подхода к диагностике ВПФ; формирование умения диагностировать ВПФ и качественно описывать полученные данные, то есть указывать локализацию поражения, нейропсихологический синдром и нарушенный нейропсихологический фактор.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы клинической нейропсихологии и нейропсихологического подхода к диагностике ВПФ в отечественной и зарубежной психологии
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нейропсихологическую диагностику сохранных и нарушенных ВПФ у больных с локальными поражениями головного мозга с помощью Луриевских методов; осуществлять качественную и количественную оценку полученных в ходе исследования данных (определять локализацию поражения, нейропсихологический синдром, нарушенный нейропсихологический фактор), по результатам писать нейропсихологические заключения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.планирования и проведения расширенной нейропсихологической диагностики при локальной и диффузной мозговой патологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нейропсихологический подход к диагностике ВПФ в отечественной и зарубежной психологии.
1.1. Предмет, задачи, принципы нейропсихологической диагностики. Лабораторные 6 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Зарубежные подходы к нейропсихологической диагностике. Лабораторные 6 10 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Общая характеристика методов нейропсихологического обследования.
2.1. Основные этапы нейропсихологического эксперимента. Лабораторные 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Синдромный и факторный подходы в нейропсихологии Лабораторные 6 18 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Клинико-психологические методы диагностики локально-органических поражений. Лабораторные 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Основные методы диагностики гнозиса (зрительного, слухового, тактильного). Лабораторные 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Диагностика экспрессивной и импрессивной речи. Лабораторные 6 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Методы диагностики чтения и письма. Диагностика счетных операций. Сам. работа 6 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Основные методы диагностики праксиса (кинетического, кинестетического, конструктивного, динамического и т.д.). Лабораторные 6 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Диагностика памяти, внимания, мышления. Лабораторные 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Подготовка практических проектов для нейропсихологической диагностики высших психических функций Сам. работа 6 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Проведение нейропсихилогического эксперимента (диагностика высших психических функций) Сам. работа 6 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Схема нейропсихологической диагностики (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская). Подход к нейропсихологической диагностике Санкт-Петербургской школы (С. А. Дорофеева, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий). Лабораторные 6 20 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Нейропсихологическое заключение: основные правила написания.
3.1. Схема написания протокола и составления заключения по данным нейропсихологического обследования. Сам. работа 6 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные структурные компоненты нейропсихологического заключения. Сам. работа 6 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Написание нейропсихологического заключения Лабораторные 6 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы для зачета.
1. Основная цель применения нейропсихологической диагностики.
2. Неразрывная связь нейропсихологической теории и практики.
3. Значение анализа результатов различных клинических исследований больного, анамнестических данных.
4. Методы исследования нарушений зрительного гнозиса.
5. Псевдоагнозия, локализация поражения
6. Симптомы слуховой агнозии, амузии, аритмии, нарушения слуховой памяти.
7. Методы исследования слухового гнозиса.
8. Методы исследования нарушений тактильного гнозиса.
9. Методы исследования произвольных двигательных функций.
10. Методы исследования нарушений речевых функций.
11. Симптомы нарушений разных видов речевой деятельности при различных формах афазии.
12. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания.
13. Методы исследования модально-специфической и модально-неспецифической памяти.
14. Методы исследования счетных операций.
15. Основные структурные компоненты нейропсихологического заключения.
16. Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления.
17. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности.
18. Методика нейропсихологической диагностики по А. Р. Лурия
19. Методики исследования эмоционально-волевой и личностной сферы.
20. Экспериментально-нейропсихологическое исследование эмоций.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы для рефератов.
1. Концепция о становлении высших психических функциях (ВПФ).
2. Теория системной динамической локализации ВПФ Л.С. Выготского и А.Р. Лурия.
3. Основные нейропсихологические синдромы (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская; Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте).
4. Основные нейропсихологические факторы (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская; Н.К. Корсакова; А.П.Бизюк, Л.И.Вассерман).
5. Схема нейропсихологической диагностики (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская).
6. Подход к нейропсихологической диагностике Санкт-Петербургской школы (С. А. Дорофеева, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий).
7. Зарубежные подходы к нейропсихологической диагностике.
8. Предмет, задачи, принципы нейропсихологической диагностики.
9. Методическое обеспечение нейропсихологического обследования
10. Важность «многозначности» нейропсихологических методик, обеспечивающей возможность их выбора для обследования больного в щадящем режиме.
11. Качественная и количественная оценка структуры и степени выраженности изменений психических функций.
12. Основные этапы нейропсихологического обследования.
13. Клиническая беседа с пациентом.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение




Вопросы для коллоквиумов.
1.Предмет и задачи нейропсихологической диагностики.
2.Основные принципы нейропсихологической диагностики.
3.Теория системно-динамической локализации А.Р.Лурия.
4.Основные нейропсихологические синдромы (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Корсакова, А.П.Бизюк и т.д.).
5.Синдромный и факторный подходы в нейропсихологической диагностике.
6.Основные нейропсихологические факторы (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Корсакова, А.П.Бизюк, Л.И.Вассерман и т.д.).
7.Схема нейропсихологической диагностики А.Р.Лурия и Е.Д.Хомской.
8.Подход к нейропсихологической диагностике Санкт-Петербургской школы (С.А.Дорофеева, Л.И.Вассерман, Я.А.Меерсон, И.М.Тонконогий)

Вопросы для устного опроса.
1.Основные этапы нейропсихологического обследования.
2.Этап предварительной подготовки к диагностике.
3.Этап сбора анамнестических данных пациента.
4.Этап проведения экспериментально-психологического обследования.
5.Этап анализа полученных результатов.
6.Написание нейропсихологического заключения.
7.Клинико-психологическое методы исследования локально-органических поражений.
8.Требования к процедуре проведения исследования.
9.Требования к методам и методикам обследования
10.Комплекс нейропсихологических методик.
11.Комплекс патопсихологических методик, используемых в нейропсихологическом обследовании.

Примерные тестовые задания.
При поражении ... полушария мозга имеет место амузия.
• правого
• левого
• двухсторонние поражения
2. Системные персеверации наблюдаются, как правило, при ... апраксии.
• регуляторной
• конструктивной
• кинетической
• кинестетической
3. Нарушение произвольной регуляции различных форм сознательной деятельности имеет место при поражении ... области коры мозга.
• теменной
• височной
• лобной
• затылочной
4. Нарушения памяти, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания любых по модальности стимулов - это ... .
• модально-неспецифические нарушения
• модально-специфические нарушения
• конфабуляции
• псевдореминисценции
5. В клинике локальных поражений мозга нарушения памяти по типу корсаковского синдрома встречается в случае дисфункции ... .
• теменной области
• лобной области
• затылочной области
• лимбической системы
6. В состав нейропсихологического … синдрома входят различные зрительные агнозии, оптическая алексия, нарушения зрительной памяти, зрительных представлений, зрительного внимания.
• лобного
• височного
• затылочного
• теменного
7. Нарушения ориентировки в схеме часов, географической карте, зеркальность в письме, семантическая афазия, акалькулия свидетельствуют о поражении ... области.
• теменной
• затылочной
• височной
• теменно-височно-затылочной
8. Синдром поражения премоторных отделов коры мозга включает в себя все симптомы, кроме: ... .
• кинетическая апраксия
• моторная эфферентная афазия
• предметная агнозия
• нарушение динамики интеллектуальной деятельности
9. Основные анализаторные системы относятся к… блоку мозга
• энергетическому
• приема, переработки и хранения экстероцептивной информации
• программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
10. Факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной) определяются понятием: ... факторы.
• модально-неспецифические
• модально-специфические
• полушарные
• общемозговые
11. В структуру верхнетеменного синдрома входит:
• акалькулия
• соматоагнозия
• семантическая афазия
• кинестетическая апраксия
12. "Синдром расщепленного мозга" возникает при поражении ... мозга
• лобных долей
• мозолистого тела
• затылочных долей
• гипофиза
13. Нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности называются ... .
• синдромом Дежерина
• тактильными агнозиями
• анестезией
• гипостезией
14. Поражение нижнетеменной области сопровождается всеми симптомами, кроме...
• астереогноз
• агнозия текстуры объекта
• соматоанозогнозия
• тактильная алексия
15. Моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга входят в состав ... блока.
• энергетического
• приема, переработки и хранения экстероцептивной информации
• программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
16. Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, называются ... .
• дизартрией
• аграфией
• логоневрозом
• афазией
17. Форма апраксии, при которой движения больного становятся плохо управляемыми и недифференцированными:
• апрактоагнозия
• кинестетическая
• конструктивная
• регуляторная
18. Закономерности совместной работы правого и левого полушария мозга обеспечиваются фактором:
• общемозговым
• межполушарного взаимодействия
• модально-неспецифическими
• модально-специфическими
19.Расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий мозга и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных ощущений – это …
20.Нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами вследствие нарушений мышечной силы и тонуса и которые возникают при поражении коркового уровня двигательных функциональных систем, в нейропсихологии называются …

Примерные задания для практических задач.
Задание 1. К какому синдрому относятся следующие нейропсихологические симптомы:
дископия - дизграфия
истощаемость, резкая утомляемость
слуховая агнозия
нарушения целесообразности поведения (неустойчивость программ, аспонтанность)
афферентная моторная афазия
кинетическая апраксия
грубые нарушения кратковременной памяти на текущие события
гемисоматоагнозия
лицевая агнозия
анозогнозия

Задание 2. Составить комплекс методик для исследования гностических функций (узнавание реальных предметов и их изображений; узнавание контурных, незаконченных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов; оценка восприятия конфликтных фигур; узнавание бытовых звуков и шумов; узнавание знакомых и пропевание знакомых и незнакомых мелодий; локализация и дискриминация унилатеральных и билатеральных прикосновений; называние и показ по инструкции пальцев рук, частей тела, дермолексия букв, цифр, геометрических фигур; тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т.д.).

Задание 3. Подобрать комплекс методик для диагностики экспрессивной и импрессивной речи (повторение отдельных фонем, пар дизъюнктных оппозиционных и коррелирующих фонем; понимание значений простых и сложных слов; слов, близких по звучанию; опознание предметов и частей тела по речевой инструкции; ответы на вопросы, связанные и не связанные по контексту; выбор картинки, соответствующей по содержанию предъявленной на слух фразе; выполнение последовательности действий, заданных в одной фразе; повторение простых и сложных, часто встречающихся и редко употребляемых/незнакомых слов; повторение серий сложных по артикуляции слов в прямом и обратном порядке; составление рассказа по сюжетной картинке; самостоятельная речь при пересказе знакомых сюжетов и при составлении «сочинения» на заданную тему и т.д.).

Задание 4. Составить комплекс методик для диагностики чтения, письма, счетных операций (написание букв, слов и фраз под диктовку и в условиях копирования; чтение слогов, слов различной сложности и частоты встречаемости, слов с ошибочным написанием, чтение текстов и понимание их смыслов; простой счет, серийный счет, решение арифметических задач и т.д.)

Задание 5. Подобрать методики для диагностики различного вида праксиса (выполнение двуручных мануальных проб на реципрокную координацию движений, ассиметричных постукиваний; воспроизведение по образцу последовательности из трех движений; выполнение графической пробы со сменой звеньев; воспроизведение положения рук в заданных образцом пространственных соотношениях; выполнение привычных действий /навыков/ с предметами в реальном и воображаемом планах, а также символических движений и жестов; воспроизведение по зрительному образцу позы пальцев на каждой из рук, перенос позы с одной руки на другую при исключении зрительного контроля и т.д.).

Задание 6. Проанализировать комплекс методик для исследования памяти (запоминание и воспроизведение в заданном порядке серий из 4—6 слов, графических стимулов, движений непосредственно после предъявления стимульного материала, после «пустой» паузы (30—60 с), после гетерогенной и гомогенной интерференции; запоминание триад слов, графических стимулов, движений, двух фраз и двух рассказов в условиях последовательного предъявления с непосредственным воспроизведением и отсроченным припоминанием каждой из групп, в том числе и после дополнительной интерферирующей деятельности; заучивание 10 слов (проба Эббингауза); воспроизведение рассказа, предъявленного в отсутствие задачи на запоминание и т.д.).
Подобрать группу методик для исследования мышления (понимание скрытого смысла пословиц, рассказов типа басен или анекдотов, сюжетных картин и карикатур; решение арифметических задач с применением правил и алгоритмов или на рассуждение; подбор словесных ассоциаций на заданный признак; выполнение методики «Исключение предметов»; выполнение задач, требующих «конструктивного» мышления (кубики Кооса, куб Линка, тест Бентона) и т.д.).

Задание 7. Составить вместе все отдельные блоки по подготовленным ранее методикам, получить цельную схему нейропсихологической диагностики, разработать протокол и провести нейропсихологическую диагностику на трех пациентах с локальными поражениями головного мозга.

Задание 8. Провести сравнительный анализ различных нейропсихологических заключений (образцы прилагаются в УМК), и написать собственное нейропсихологическое заключение по результатам проведенной диагностики.





6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корсакова Н.К., Московичуте Л.И. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; Под ред. Ефремовой Г.И. НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Астапов В. М., Микадзе Ю. В. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. СТРОЕНИЕ И НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. АТЛАС 9-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э3 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Практикум по нейропсихологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
К основным задачам самостоятельной работы относятся:
1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2. углубление и расширение теоретических знаний;
3. развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
5. использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• написание рефератов
• написание творческих работ
• написание контрольных работ
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление
• подготовка практических проектов
• подготовка к экзаменам и т.д.
Выполняя самостоятельную работу студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
Самопроверка.
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также отработки навыков на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, воспроизвести полученные знания в памяти, используя при этом специально разработанные преподавателем задания для самопроверки студентов. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать психологические задачи или пройти тестирование по пройденному материалу.

Методические рекомендации по написанию реферата.
Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Содержание реферата должно отражать: знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Студент вправе избрать для реферата и иную тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата, имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы.
После выбора темы реферата составляется перечень источников (монографий, научных статей, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты психологических исследований и т.п.).
Подготовка реферата предполагает хорошее знание студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличие определенного опыта умелой передачи его содержания в письменной форме, умение делать обобщения и логичные выводы. При этом в одних случаях для подготовки реферата достаточно нескольких источников, в других – требуется изучение значительного числа монографий, научных статей, справочной литературы.
В реферате желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Реферат должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.
Такой направленности письменной работы способствует план реферата. Его должны отличать внутреннее единство глав и параграфов, последовательность и логика изложения материала, смысловая завершенность рассматриваемых вопросов. Свидетельством высокой культуры письменной работы является правильное и грамотное оформление ее текста, непременное указание источников ссылок, авторов научных позиций и цитат, последовательное изложение списка использованной литературы. Обычно реферат состоит из небольшого по объему введения, основной части (один – два параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Введение (1-1,5 стр.) предваряет основное исследование избранной темы реферата и служит раскрытию актуальности темы, показу цели и задач, поставленных автором при раскрытии темы реферата.
В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности.
В заключении (1 – 2 стр.) автор подводит итоги проведенного исследования вопросов темы в соответствии с поставленной целью и заявленными задачами реферата, обобщает заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.

Методические рекомендации для подготовки к зачету.

Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Основным требованием при подготовке к зачету является наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. Также при подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах). В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом задания и вопросы для самопроверки. Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи).
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.
Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:
1. Проработать конспект лекций;
2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
3. Ответить на вопросы плана занятия;
4. Выполнить домашнее задание;
5. Проработать тестовые задания и задачи;
6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Практические занятия требуют выполнение учебной цели в соответствии с тематическим планированием. Планы практических занятий включают вопросы, выносимые на обсуждение, перечень тем рефератов и докладов к практическим занятиям, требования к оформлению рефератов и докладов и список рекомендуемой литературы.
Работа студентов на практических занятиях складывается из просмотра видеоматериалов больных с поражением ВПФ, обсуждения, выполнения нейропсихологической экспертизы больных с поражением ВПФ с помощью альбома нейропсихологических методик для исследования взрослых, написания отчета. Учебный контроль за качеством усвоения материала по каждой изучаемой теме осуществляется в ходе обсуждения на семинарских занятиях заданий, учебных вопросов, докладов, а также с помощью тестовых заданий.
Необходимым при подготовке к практическим занятиям является разработка и апробация схемы нейропсихологического исследования ВПФ у пациентов с локальными поражениями головного мозга. Структура диагностики обязательно включает в себя:
1. Сбор анамнестических данных о больном.
2. Общая характеристика личности больного.
3. Блок экспериментально-психологического исследования
• исследование внимания;
• исследование межполушарной асимметрии;
• исследование гностических процессов;
• диагностика праксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, динамического, орального);
• характеристика речевых процессов (письма, чтения);
• исследование счета;
• диагностика памяти;
• исследование интеллектуальной деятельности;
• характеристика эмоциональных реакций.
По итогам реализации диагностики студентом обязательно предоставляется отчет о результатах проведенной работы, дается оценка полученных данных, пишется нейропсихологическое заключение с описанием основной симптоматики, квалификацией нейропсихологического синдрома и нейропсихологического фактора, указывается локализация очага поражения. Также в нейропсихологическом заключении могут даваться рекомендации для дальнейших занятий с пациентом (в случае необходимости).