МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_САиУЭС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.03 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №195)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 29.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать представление о коммуникативно-речевой деятельности в профессиональной коммуникации, в том числе сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные нормативные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в формировании основных нормативных коммуникативно-речевых моделей, применяемых для решения задач профессиональной речевой коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 2 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Основные типы семантических ошибок Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.7. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.8. Морфологические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.9. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 2 16 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.10. Образование и употребление глагольных форм Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.11. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.12. Синтаксические нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.13. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.14. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
2.15. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 2 14 ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 2 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 2 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Логичность речи Лекции 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Композиция текста Практические 2 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 2 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Д. Черняк [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк Русский язык и культура речи: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/18123737-25B1-4814-A50D-CA80986AA535
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал Грамота.ру gramota.ru
Э2 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При дистанционном обучении текст (видео-запись) лекции размещается на Едином образовательном портале АлтГУ в соответствующем курсе. Для пояснения наиболее сложных вопросов в соответствии с расписанием проводятся онлайн-лекции.
Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.
Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, тестировании.
Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем, выполнение письменных работ, тестирования.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.