Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 29.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать представление о коммуникативно-речевой деятельности в профессиональной коммуникации, в том числе сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные нормативные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные нормативные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в формировании основных нормативных коммуникативно-речевых моделей, применяемых для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет и задачи культуры речи | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Язык – важнейшее средство чело-веческого общения | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи | ||||||
2.1. | Понятие нормы и ее значение | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Фонетические нормы русского языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Лексические нормы русского язы-ка | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Основные типы семантических ошибок | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Морфологические нормы русского языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Образование и употребление глагольных форм | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Синтаксические нормы русского языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Принципы выбора порядка слов в русском предложении. | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.14. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.15. | Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка | ||||||
3.1. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Лекции | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Особенности научного общения на русском языке | Практические | 2 | 4 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Функциональные стили современного русского литературного языка | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи | ||||||
4.1. | Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Логичность речи | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Основные типы логических ошибок | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Композиция текста | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Д. Черняк [и др.] ; под ред. В. Д. Черняк | Русский язык и культура речи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/18123737-25B1-4814-A50D-CA80986AA535 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Доронина С.В. Трубникова Ю.В. | Ортология. Практический курс: Практикум | АлтГУ, Барнаул, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал Грамота.ру | gramota.ru | ||
Э2 | Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При дистанционном обучении текст (видео-запись) лекции размещается на Едином образовательном портале АлтГУ в соответствующем курсе. Для пояснения наиболее сложных вопросов в соответствии с расписанием проводятся онлайн-лекции. Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать: • умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; • логичность построения хода и результатов выполнения работы; • умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию; • представление полного ответа на предложенные вопросы; • умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, тестировании. Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в самых разнообразных формах - опроса студентов по изученным вопросам, диалога с преподавателем, выполнение письменных работ, тестирования. Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. |