Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор
1.1. | Цель – знакомство с научными подходами, методами эмпирического исследования психологического времени личности как системы субъективного течения времени во внутреннем мире человека, включающей ситуативный, биографический и исторический масштабы. Задачи: 1. формирование представлений студентов о категории психологического времени и его составляющих прошлом, настоящем и будущем; 2. анализ научных подходов к изучению психологического времени, разработанных в отечественной и зарубежной психологии; 3. освоение методов и методик эмпирического изучения представлений личности о времени жизни; 4. знакомство с результатами научных исследований психологического времени на разных возрастных этапах и в специфических условиях социализации; 5. обсуждение способов оказания психологической помощи человеку в случаях трансформаций временных структур. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-35 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О сущности психологического времени и его составляющих. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Концепции и подходы к изучению времени с точки зрения психологической науки, уметь эмпирически исследовать представления человека о личном прошлом, настоящем, будущем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Определения и реализации стратегии психологического воздействия в ситуациях биографических кризисов (кризис бесперспективности, кризис смыслоутраты) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическое время личности как предмет научного познания | ||||||
1.1. | Понятие психологического времени. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | История формирования научных идей относительно понимания природы и свойств времени в различных научных дисциплинах (физика, философия, биология, история, социология, психология и др.). | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | История формирования научных идей относительно понимания природы и свойств времени в различных научных дисциплинах (физика, философия, биология, история, социология и др.). | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Исследование времени в психологии. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Подходы к изучению времени в психологии | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Понятия «жизненный путь», «психологическое время», «субъективная картина жизненного пути», «событие», «психологическое прошлое, настоящее, будущее». | Практические | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Отечественные и зарубежные подходы к изучению временной проблематики в психологии. | Практические | 8 | 4 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Свойства времени в переживании человека. Психологический возраст в контексте разработки временной проблематики личности. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Методы эмпирического исследования и психологического воздействия в контексте научного анализа психологического времени личности | ||||||
2.1. | Психодиагностические процедуры изучения представлений о времени жизни человеком. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Процедуры обработки результатов диагностики, интерпретация данных, обратная связь, обсуждение стратегий практической работы по результатам диагностики. | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Характеристика диагностических инструментов, позволяющих исследовать различные параметры временной структуры личности. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Трансформация временных структур личности. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Характеристика диагностических инструментов, позволяющих исследовать различные параметры временной структуры личности | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Методика «Линии жизни» как инструмент биографического анализа. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Прикладные аспекты исследования проблематики психологического времени личности | Лекции | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Практическая работа психолога с трансформацией временных структур личности. | Практические | 8 | 2 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Особенности трансформации временных структур личности в связи с деривационными условиями социализации. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Применение тренинговой технологии в целях оптимизации представлений личности о времени собственной жизни. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-1, ПК-35 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова | Психология жизненного пути человека: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Рубинштейн С.Л. | Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова | Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций. 1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий. 2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию. 3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. 4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты. 5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов. 6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников. 7. Изучайте первоисточники. 8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников 9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий. 11. При подготовке доклада студенту рекомендуется: Составить план выступления; При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; Время доклада 10 минут; После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; Приветствуется использование электронной презентации; Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |