МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое время личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическое время личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.псх.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – знакомство с научными подходами, методами эмпирического исследования психологического времени личности как системы субъективного течения времени во внутреннем мире человека, включающей ситуативный, биографический и исторический масштабы.
Задачи:
1. формирование представлений студентов о категории психологического времени и его составляющих прошлом, настоящем и будущем;
2. анализ научных подходов к изучению психологического времени, разработанных в отечественной и зарубежной психологии;
3. освоение методов и методик эмпирического изучения представлений личности о времени жизни;
4. знакомство с результатами научных исследований психологического времени на разных возрастных этапах и в специфических условиях социализации;
5. обсуждение способов оказания психологической помощи человеку в случаях трансформаций временных структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О сущности психологического времени и его составляющих.
3.2.Уметь:
3.2.1.Концепции и подходы к изучению времени с точки зрения психологической науки, уметь эмпирически исследовать представления человека о личном прошлом, настоящем, будущем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определения и реализации стратегии психологического воздействия в ситуациях биографических кризисов (кризис бесперспективности, кризис смыслоутраты)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое время личности как предмет научного познания
1.1. Понятие психологического времени. Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. История формирования научных идей относительно понимания природы и свойств времени в различных научных дисциплинах (физика, философия, биология, история, социология, психология и др.). Практические 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. История формирования научных идей относительно понимания природы и свойств времени в различных научных дисциплинах (физика, философия, биология, история, социология и др.). Практические 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Исследование времени в психологии. Сам. работа 3 30 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Подходы к изучению времени в психологии Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Понятия «жизненный путь», «психологическое время», «субъективная картина жизненного пути», «событие», «психологическое прошлое, настоящее, будущее». Практические 3 2 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Отечественные и зарубежные подходы к изучению временной проблематики в психологии. Практические 3 2 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Свойства времени в переживании человека. Психологический возраст в контексте разработки временной проблематики личности. Сам. работа 3 10 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы эмпирического исследования и психологического воздействия в контексте научного анализа психологического времени личности
2.1. Психодиагностические процедуры изучения представлений о времени жизни человеком. Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Процедуры обработки результатов диагностики, интерпретация данных, обратная связь, обсуждение стратегий практической работы по результатам диагностики. Практические 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Характеристика диагностических инструментов, позволяющих исследовать различные параметры временной структуры личности. Сам. работа 3 10 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Трансформация временных структур личности. Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Характеристика диагностических инструментов, позволяющих исследовать различные параметры временной структуры личности Сам. работа 3 10 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Методика «Линии жизни» как инструмент биографического анализа. Сам. работа 3 24 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Прикладные аспекты исследования проблематики психологического времени личности Лекции 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Практическая работа психолога с трансформацией временных структур личности. Практические 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Особенности трансформации временных структур личности в связи с деривационными условиями социализации. Сам. работа 3 24 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Применение тренинговой технологии в целях оптимизации представлений личности о времени собственной жизни. Сам. работа 3 24 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Итоговая аттестация по курсу Зачет 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова Психология жизненного пути человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. А. Ральникова, О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки заданий по данной дисциплине придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
1. Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
2. Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
3. Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
4. Запоминайте фамилии ведущих психологов и даты.
5. Осмысливайте цели, процедуры, основные итоги эмпирических исследований и экспериментов.
6. Структурируйте материал, взятый из разных научных источников.
7. Изучайте первоисточники.
8. При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
9. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
10. Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
11. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
Составить план выступления;
При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
Время доклада 10 минут;
После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
Приветствуется использование электронной презентации;
Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.