МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по психосоматике
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 44 44 44 44 88 88
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
доцент, Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по психосоматике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1 Сформировать навыки диагностики психологических факторов, которые оказывают воздействие на течение психосоматических заболеваний, а также психокррекции основных псчихологических проблем.
2 Найти связь между особенностями личности и психосоматическими процессами.
3 Овладение диагностической беседой с пациентом.
4 Выработка умения самостоятельно проводить клинико-психологическую диагностику пациента по интервью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4: способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Технологии психологической коррекции и вмешательства в психосоматической клинике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь планировать, проводить и оценивать эффективность клинико-психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических расстройствах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть технологиями реализации осуществления психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических и уметь оценивать эффективность психологического вмешательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. клинико-психологическое интервью
1.1. Планирование интервью Лабораторные 4 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Проведение интервью с пациентом Лабораторные 4 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Практическое заключение по данным интервью Лабораторные 4 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Комплексное клинико-психологическое обследование больных с психосоматическими и соматоформными расстройствами
2.1. Построение плана и планирование психодиагностического обследования Сам. работа 4 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических рсстройствах Сам. работа 4 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного Сам. работа 4 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования качества жизни в соматической клинике Сам. работа 4 11 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы диагностики отношения к болезни пациента соматической клиники Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы диагностики особенностей познавательной деятельности пациента при психосоматических расстройствах и соматоформных расстройствах Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Методы диагностики мотивационной сферы у пациентов спсихосоматическими и соматоформными расстройствами Лабораторные 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Методы идагностики изменений личности больного при психосоматических и соматоформных расстройствах Лабораторные 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Струтктура и правила написания психодиагностического заключения Сам. работа 5 3 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные психотерапевтические и психокоррекционные подходы при психосоматических и соматоформных расстройствах
3.1. Психологическая коррекция в кардиологической клинике Сам. работа 5 3 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Психологическая коррекция в пульманологической клинике Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Психологическая корреция в травматологии и ортопедии Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. психологическая коррекция в онкологии Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Психологическая коррекция в эндокринологии Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Психологическая коррекция в трансплантологии Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Разработка практических программ психологического вмешательства при психосоматических и соматоформных расстрйствах Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Роль и организация работы клинического психолога в соматической клинике.
2.Общие вопросы терапии психосоматических пациентов. Значение личностных
особенностей и внутренней картины болезни пациента для выбора тактики психотерапии.
3.Гендерные различия во внутренней картины болезни.
4.Психогенные реакции при психосоматических заболеваниях.
5.Функциональные сексуальные расстройства: психосоматические аспекты и
психотерапия.
6.Эндокринные нарушения: психосоматические аспекты и психотерапия.
7.Психосоматические аспекты тяжёлых заболеваний
8.Психосоматика пищевого поведения: общие положения и психотерапия.
9.Инфекционные болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии.
10.ЛОР-болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология социального тревожного расстройства [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4255
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru
Э4 Практикум по психосоматике https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8509
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной формой обучения студентов по данной дисциплине являются практические/лабораторные занятия. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы
дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где
формируются навыки и умения будущих специалистов.
Практические занятия состоят из следующих этапов:
проверка исходных знаний;
знакомство с историей болезни больного;
составление плана экспериментально
психологического исследования больного;
квалификация симптомов и синдромов болезни;
проведение студентами психодиагностического исследования больного;
высказывание предположений о психологических механизмах симптомообразования;
определение способов верификации гипотез;
ведение протокола исследования;
супервизия работы студента с больным;
обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования больного;
написание и обсуждение отчета по практикуму.
Особое значение уделяется интерпретации полученных результатов и написанию заключения. Студенты, которые не работают с пациентом на занятии, а осуществляют
супервизию, также ведут собственные протоколы и пишут собственные заключения по больному. Все заключения обсуждаются группой и преподавателем.
Таким образом, во время занятия все студенты получает «обратную связь» как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов. Этоопределенные
критические замечания или позитивная поддержка по поводу практических навыков и умений работы и с больными и с диагностическим материалом. Данная форма работы
носит определенное воспитательное, педагогическое значение.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами занятий, учебно
-методической литературой, набором диагностических методик), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента. Во время самостоятельной работы студент интерпретирует и обобщает результаты
экспериментально-психологического исследования больного и пишет заключение.
Контроль практических навыков студентов проводится по итогам супервизии и представленного отчета. Итоговая форма контроля по дисциплине – зачет.