МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые особенности коммуникации в устной и письменной форме

базовыми навыками работы с основными кодификаторскими источниками, оказывающих помощь в организации коммуникативного процесса на русском языке
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать полученные базовые знания для ведения коммуникации на русском языке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми навыками работы с основными кодификаторскими источниками, оказывающими помощь в организации коммуникативного процесса на русском языке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Язык как средство человеческого общения. Функции языка Сам. работа 2 4 ОК-4 Л1.1, Л1.2
1.2. Язык как средство человеческого общения Лекции 2 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы Лекции 2 2 ОК-4 Л1.2
2.2. Орфоэпические нормы русского языка Лекции 2 ОК-4 Л1.2
2.3. Акцентные нормы русского языка Лекции 2 2 ОК-4 Л1.2
2.4. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Грамматические нормы русского языка
3.1. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Лекции 2 2 ОК-4 Л1.1, Л1.2
3.2. Морфологические норм ы Практические 2 2 ОК-4
3.3. Грамматические нормы русского языка Сам. работа 2 16 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Лексические нормы русского языка
4.1. Нормы словоупотребления Лекции 2 2 ОК-4 Л1.2
4.2. Понятие о нормах современного русского языка. Лексические и грамматические нормы русского языка Практические 2 6 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Лексические и грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 2 16 ОК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка.
5.1. Синтаксические нормы русского языка Практические 2 8 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Сам. работа 2 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения
6.1. Культура речи и эффективность общения Лекции 2 8 ОК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Функциональные стили современного русского литературного языка Лекции 2 2 ОК-4 Л1.2
6.3. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 2 12 ОК-4 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенный файл
Приложения
Приложение 1.   ФОС_РЯиКР_Менеджмент.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443580
Л1.2 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=441404&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие М.: Наука, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
Э5 http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов.
Э6 http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка
Э7 http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка).
Э8 http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов
Э9 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э10 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э11 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э12 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э13 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э14 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э15 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э16 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э17 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».