МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридические умения и навыки в уголовном судопроизводстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2020 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент , Беспечный О.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Юридические умения и навыки в уголовном судопроизводстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с основами деятельности юридической службы;
сформировать представление о видах юридической помощи;
ознакомить с основными этическими нормами профессиональной деятельности юриста;
научить основам публичного выступления юриста, правилам проведения интервьюирования и консультирования клиентов;
научить умениям проведения переговоров и преодоления конфликтных ситуаций;
ознакомить с основами юридического письма, научить составлять основные виды уголовно-процессуальных документов;
научить методикам поиска, обработки и систематизации правовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: нормы материального и процессуального права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: применять нормы материального и процессуального права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: навыками применения норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация юридической службы. Организация делового общения.
1.1. Организация юридической службы. Организация делового общения. Практические 5 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Организация юридической службы. Организация делового общения. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Юридический диалог, разрешение конфликтных ситуаций.
2.1. Юридический диалог, разрешение конфликтных ситуаций. Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Юридический диалог, разрешение конфликтных ситуаций. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основы интервьюирования и консультирования
3.1. Основы интервьюирования и консультирования Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основы интервьюирования и консультирования Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основы интервьюирования и консультирования Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основы юридического письма. Понятие и виды уголовно-процессуальных документов
4.1. Основы юридического письма. Понятие и виды уголовно-процессуальных документов Практические 5 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Основы юридического письма. Понятие и виды уголовно-процессуальных документов Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Основные уголовно-процессуальные документы стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
5.1. Основные уголовно-процессуальные документы стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Основания освобождения от уголовной ответственности, их процессуальная форма
Раздел 7. Судебное разбирательство. Процессуальные документы стадии судебного разбирательства.
7.1. Судебное разбирательство. Процессуальные документы стадии судебного разбирательства. Сам. работа 5 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Процессуальные акты стадий апелляционного, кассационного и надзорного производств.
8.1. Процессуальные акты стадий апелляционного, кассационного и надзорного производств. Сам. работа 5 6 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Зачет Зачет 5 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие делового общения и его организация.
2. Юридический диалог: виды, участники.
3. Публичное выступление как разновидность юридического диалога. Виды публичных выступлений.
4. Психологические приемы, используемые при публичном выступлении.
5. Понятие конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта.
6. Медиация как способ урегулирования правового спора.
7. Интервьюирование как вид деятельности юриста.
8. Анализ дела. Выработка позиции по делу.
9. Консультирование: понятие, значение. Документация, сопровождающая собеседования.
10. Требования, предъявляемые к юридическим документам и последствия их несоблюдения. Техника юридического письма.
11. Понятие, значение и структура уголовно-процессуальных документов. Требования, предъявляемые к их составлению.
12. Классификация процессуальных документов.
13. Понятие, принципы составления и значение процессуальных документов стадии возбуждения уголовного дела.
14. Требования закона к составлению протокола допроса свидетеля (потерпевшего).
15. Понятие, процессуальный порядок и требования закона к составлению протокола опознания.
16. Содержание и структура постановления о назначении экспертизы.
17. Понятие, принципы составления и значение акта привлечения лица в качестве обвиняемого.
18. Структура и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
19. Процессуальные требования к составлению протокола допроса обвиняемого.
20. Процессуальные требования к составлению протокола допроса подозреваемого.
21. Требования уголовно-процессуального закона к составлению обвинительного акта.
22. Структура обвинительного акта.
23. Структура, принципы составления и значение обвинительного заключения.
24. Способы, язык и стиль написания обвинительного заключения.
25. Уголовно-процессуальные требования к составлению приговора.
26. Содержание и структура обвинительного приговора.
27. Содержание и структура оправдательного приговора.
28. Способы, язык и стиль написания приговора.
29. Процессуальный порядок составления, содержание и структура определений, выносимых судом в стадии судебного разбирательства.
30. Форма и содержание апелляционных жалоб.
31. Форма и содержание кассационных жалоб.
32. Форма и содержание надзорных жалоб.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 / Т. Ю. Вилкова [и др.] ; под общ. ред. Г. М. Резника Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс] : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CC9AFD08-3F89-4787-99C1-44FE98F1A4BE
Л1.2 под ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова Уголовный процесс [Электронный ресурс}: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2022 https://biblio-online.ru/book/9BCA7591-60DC-4273-ABAB-A4064CB4B047/ugolovnyy-process
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 . Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 1. Общие положения уголовного судопроизводства [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ugolovnyy-process-sovremennoy-rossii-problemnye-lekcii-v-2-t-tom-1-obschie-polozheniya-ugolovnogo-sudoproizvodstva-421351
Л2.2 В. Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 2. Досудебное и судебное производство [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Юридические умения и навыки в уголовном судопроизводстве" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Юридические умения и навыки в уголовном судопроизводстве" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.