Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие о эффективной речевой коммуникации в профессиональной сфере, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01 |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой культуры в речевой коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой культуры в речевой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной культуры в речевой коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Орфоэпические нормы русского языка | ||||||
1.1. | Трудности современного русского литературного произношения | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Акцентные нормы русского языка | ||||||
2.1. | Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах и производных словах, а также в заимствованных словах | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Грамматические нормы русского языка | ||||||
3.1. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Грамматические нормы русского языка | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л1.2 |
3.3. | Грамматические нормы русского языка | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Лексические нормы русского языка | ||||||
4.1. | Лексическая вариативность и функциональные разновидности русской речи. | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Лексические нормы русского языка | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. | ||||||
5.1. | Синтаксические нормы русского языка | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | |
5.2. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения | ||||||
6.1. | особенности устной и письменной речи. ПОнятие функционально-стилевой грамотности | Практические | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Функциональные стили современного русского языка | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л1.2 |
6.4. | Официально-деловой и научный стили русского языка | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.5. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-5 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложенный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие | М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие | РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
Э4 | http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» | |||
Э5 | http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов. | |||
Э6 | http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка | |||
Э7 | http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | |||
Э8 | http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов | |||
Э9 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э10 | курс на Образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме. Работа с учебниками и научной литературой При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего. При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа. Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались. Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента. Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым). Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». |