МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономико-математические методы и модели
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Доцент, Зиновьев А.Г.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Половникова Елена Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Экономико-математические методы и модели

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017 г. № 20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук, профессор Шваков Е.Е.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д-р экон.наук, профессор Шваков Е.Е.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является:
сформировать теоретические занания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений;
научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения;
научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30: способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходиыме для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы построения экономико-мматематической модели (ЭММ).
Виды экономико-математических-моделей и численные методы получения оптимального решения.
Основные подходы применения оптиммизационных методов в профессиональной деятельности; системный подход моделирования проблемных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать экономико-математические модели.
Осуществлять математическое описание экономических процессов и явлений.
Определять цель,преследуемую субъектом управления; множество допустимых значений управляемых переменных.
С помощью численного метода получить оптимальное рещение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки и опыт классификации ЭММ.
Навыки и опыт корректного описания экономических процессов и яклений экономико-математической моделью.
Навыки разработки процедуры принятия решений и организации взаимодействия лица, принимающего решения, с экспертами и консультантами.
Навыки и опыт нахождения оптимального решения в различных практических ситуациях.
Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исследование операций и методы оптимизации
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.2. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.3. Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени. Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.4. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания. Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.5. Теория массового обслуживания. Основные понятия. Лекции 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.6. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.7. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами" Лекции 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.8. 4. Задача линейного программирования. Алгебра симплексного метода. Симплексная таблица и работа с ней. Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.9. 5. Задача линейного программирования. Признак оптимальности допустимого базисного решения. Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.10. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.11. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.12. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного ула и наименьших затрат. Лабораторные 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.13. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.14. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.15. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.16. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 26 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.17. Подготовка к зачету Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.18. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.19. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.20. Решение транспортной задачи методом потенциалов. Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.21. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.22. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Лабораторные 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.23. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.24. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.25. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Лабораторные 4 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.26. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1
1.27. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭММиМ_Финансы.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели : учебное пособие: М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114535
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119452
Л2.2 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.3 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров Лань, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle ЭММиМ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6934
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и модели». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономико-математические методы и модели»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке.