МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика и служебный этикет психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. псих. н., декан, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика и служебный этикет психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика и подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.
Задачи учебной дисциплины:
 усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета;
 систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности;
 овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных;
 анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов;
 развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере;
 углубление представлений о правилах и нормах делового этикета,
 организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.);
 формирование имиджа специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-3 способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знания нормативно -одобренного способа деятельности; нормы профессиональной этики; современные закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно- правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста; принципы и методы делового взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно- правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета; навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этические основы профессиональной деятельности психолога
1.1. Профессиональная этика – теория и мораль профессионалов. Этические и нормативно – правовые основы деятельности психолога. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Этические принципы в психологическом консультировании.Этические принципы психодиагностического обследования.Значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Этические принципы в психологическом консультировании.Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Профессионализм как нравственная черта личности Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики и ее место в системе универсальной этики. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.8. Требования к психологу - пользователю Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.9. Требования к разработчикам тестов Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.10. Требования к специалистам - непсихологам Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Профессиональный этикет психолога.
2.1. Этика форм делового общения: приветствия, представления, обращения.Правила ведения деловой беседы. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Этические правила подготовки и ведения телефонного разговора. Правила поведения в ситуациях: «Звонят Вам», «Звоните Вы». Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Этикет в культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для женщин. Аксессуары. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Этические аспекты начала и окончания рабочего дня, содержания своего рабочего места. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Особенности телефонного общения. Стадии и элементы телефонного разговора. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Стиль делового речевого воздействия и этикет. Дикция, скорость и ритм речи. Эмоциональное сопровождение. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.8. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, студентами, воситанниками детских домов и школ - интернатов, с детьми - инвалидами Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.10. Приемы активизации деятельности участников совещания. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.11. Ошибки восприятия человека человеком в общении. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.12. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Нравственно-психологические аспекты отношений в коллективе.
3.1. Роль этики в деловом общении.Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Психологический практикум «Познай себя».Правила составления резюме. Визитки Практические 3 2 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Вербальные средства в деловой коммуникации. Правила вербального этикета.Невербальные средства в деловой коммуникации Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Морально-психологический климат в рабочей группе. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Современные взгляды на место этики в профессиональном общении Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канке Алла Анатольевна Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие ФОРУМ, 2016 znanium.com
Л1.2 Афашагова А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, , 2016 znanium.com
Л2.2 Загорская Л. М. Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Профессиональная этика и служебный этикет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет психолога» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование