Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 108 | 108 | 108 | 108 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целью учебной дисциплины является формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика и подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике. Задачи учебной дисциплины: усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета; систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности; овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных; анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов; развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере; углубление представлений о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.); формирование имиджа специалиста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач |
ПК-3 | способностью описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знания нормативно -одобренного способа деятельности; нормы профессиональной этики; современные закономерности и методы психологической науки в решении профессиональных задач; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно- правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста; принципы и методы делового взаимодействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно- правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности; планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета; навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этические основы профессиональной деятельности психолога | ||||||
1.1. | Профессиональная этика – теория и мораль профессионалов. Этические и нормативно – правовые основы деятельности психолога. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Этические принципы в психологическом консультировании.Этические принципы психодиагностического обследования.Значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Этические принципы в психологическом консультировании.Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Профессионализм как нравственная черта личности | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики и ее место в системе универсальной этики. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Требования к психологу - пользователю | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Требования к разработчикам тестов | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Требования к специалистам - непсихологам | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Профессиональный этикет психолога. | ||||||
2.1. | Этика форм делового общения: приветствия, представления, обращения.Правила ведения деловой беседы. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Этические правила подготовки и ведения телефонного разговора. Правила поведения в ситуациях: «Звонят Вам», «Звоните Вы». | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Этикет в культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для женщин. Аксессуары. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Этические аспекты начала и окончания рабочего дня, содержания своего рабочего места. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Особенности телефонного общения. Стадии и элементы телефонного разговора. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Стиль делового речевого воздействия и этикет. Дикция, скорость и ритм речи. Эмоциональное сопровождение. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, студентами, воситанниками детских домов и школ - интернатов, с детьми - инвалидами | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Приемы активизации деятельности участников совещания. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Ошибки восприятия человека человеком в общении. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Неформальные отношения между руководителем и подчиненным. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Нравственно-психологические аспекты отношений в коллективе. | ||||||
3.1. | Роль этики в деловом общении.Особенности общения в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Психологический практикум «Познай себя».Правила составления резюме. Визитки | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Вербальные средства в деловой коммуникации. Правила вербального этикета.Невербальные средства в деловой коммуникации | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога. Нравственный уровень регуляции деятельности психолога. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Морально-психологический климат в рабочей группе. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Современные взгляды на место этики в профессиональном общении | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л2.1, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Канке Алла Анатольевна | Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие | ФОРУМ, 2016 | znanium.com |
Л1.2 | Афашагова А. А. | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кошевая И.П., Канке А.А. | Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие | М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, , 2016 | znanium.com |
Л2.2 | Загорская Л. М. | Профессиональная этика и этикет: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | НГТУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle "Профессиональная этика и служебный этикет" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет психолога» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |