МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 97
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 97 97 97 97
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях, методами диагностики экстремальных состояний личности, методами психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление с психофизиологией стресса и особенностями эмоционально-поведенческого реагирования в экстремальных ситуациях;
- изучение методов диагностики экстремальных состояний личности;
- изучение и практическое применение методов психологической помощи и поддержки в экстремальных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК -2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности протекания критических периодов в жизни человека, экстремальных ситуаций и типичных реакций на эти ситуации у профессионально подготовленных спасателей и пострадавших, не имеющих профессиональной подготовки для совладания с экстремальными ситуациями. Структуру модели психологической помощи в чрезвычайной ситуации. Методы и формы работы психолога в чрезвычайной ситуации и их содержание.

3.2.Уметь:
3.2.1.Обосновать типы и классификацию экстремальных ситуаций; формы психогении в экстремальных ситуациях и группы пострадавших в чрезвычайной ситуации; острые стрессовые расстройства (ОСР), посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с оказанием психологической помощи в экстремальных ситуациях, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, использования психодиагностических средств для точного применения техник совладания с критическими состояниями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть типологией существующих критических и экстремальных ситуаций, методами диагностики и оказания помощи в критических и экстремальных ситуациях. Методами и формами психологической помощи психолога на разных этапах чрезвычайной ситуации. Спецификой работы психолога с разными категориями: пострадавшими, родственниками пострадавших (погибших), спасателями и участниками ЧС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа психолога в очаге экстремальной ситуации. Классификация экстремальных ситуаций. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях
1.1. Специфика социально-психологического подхода к экстремальной ситуации. Методы психологической помощи экстремальных ситуациях. Дебрифинг как метод экстремнной психологической помощи в экстремальной ситуации. Лекции 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.2. Психология терроризма. Психологическая помощь в разных экстремальных ситуациях. Практические 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.3. Психогении в экстремальных ситуациях. Психология и психофизиология стрессовых состояний. Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.4. Особенности и механизмы стихийного массового поведения людей в экстремальных ситуациях Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.5. Психологический дебрифинг. Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях. Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.6. Влияние ЧС на психику человека. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях.Классификация групп, пострадавших в ЧС. Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.7. Паника в условиях экологического бедствия. Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
1.8. Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. Сам. работа 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
Раздел 2. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
2.1. Стресс, травматический стресс, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство (птср) как следствие переживания экстремальной ситуации Практические 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.2. Диагностические критерии ПТСР, исторический обзор, эпидемиология, психологические механизмы возникновения и поддержания. Практические 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.3. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы. Диссоциация и ПТСР.Пато- и нейропсихология постравматического стрессового расстройства вследствие экстремальных ситуаций разного типа. Практические 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.4. ПТСР у учасников военных действий, жерств насилия и жестокости, техногенных и природных катастроф, больных тяжелым (неизлечимым) заболеванием: психологические механизмы возникновения, поддержания, особенности психологической коррекции. Сам. работа 3 10 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.5. Методы и методические средства диагностики птср. Психотерапия при ПТСР средствами когнитивно-поведенческой терапии. Сам. работа 3 7 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.6. Метакогнитивная терапия при ПТСР вследствие переживания разных типов экстремальных ситуаций. Психология выученной беспомощности и механизмы субъективного контроля над ситуацией в контексте проблеме переживания экстремальной ситуации. Сам. работа 3 10 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
Раздел 3. Психология переживания острого горя. Суицидальное поведение.
3.1. Психологические механизмы переживания горя в норме и патологии. Этапы переживания горя.Синдром утраты, горе утраты как процесс: цели и задачи, способы опроизволивания аффекта средствами психологии и культуры. Лекции 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.2. Психологические индикаторы суицидальной настроенности при переживании горя. Психологическое консультирование лиц, находящихся в остром горе на разных этапах. Профилактика суицидального поведения. Практические 3 4 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.3. Психотерапия острого горя средствами когнитивно-поведенческой психологии, психологии деятельности и культурно-исторического подхода. Практические 3 2 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.4. Групповая кризисная психотерапия.Вина и беспомощность: средства восстановления контроля над ситуацией (опосредствования, саморегуляции психической деятельности). Сам. работа 3 12 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.5. Факторы суицидального риска. Социально-демографические Факторы. Индивидуально-психологические факторы. Медицинские факторы. Природные факторы. Сам. работа 3 10 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.6. Аффект утраты и саморегуляция. Сам. работа 3 8 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.7. Признаки депрессии – сигналы суицидального риска.Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением . Сам. работа 3 8 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.8. Групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 3 8 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5
3.9. Зачет 3 27 ОК -2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Л. Д. Демина и др.]; Психологическая и психофизиологическая устойчивость личности: диагностика, консультирование, коррекция и реабилитация: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Экстремальная психология: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях: Академия, 2011
Л2.2 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. : учебник Академия, 2010
Л2.3 Горшенина Е. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э3 3. курс в Moodle "Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине "Психологическая помощь в экстремальных ситуациях" придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование