МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ипполитлитова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.наук, зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Кризисное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «Пcихология» степень (квалификация) – МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 104

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины выступает формирование у студентов представлений о научных подходах, методах исследования, технологиях оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК -1 готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основания исследования кризисного состояния и кризисного консультирования; специфику психического функционирования человека и факторы риска деструктивного развития в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов, этапы разработки программы кризисного вмешательства, направленных на профилактику деструктивного развития личности и группы в ситуации кризиса.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и осуществлять комплексное консультативное воздействие на личность и группу в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, разрабатывать программы профилактики деструктивного развития личности и группы в кризисных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой методов диагностики кризисного состояния и оценки степени риска деструктивного развития личности и группы, технологий индивидуального и группового кризисного консультирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризисного консультирования
1.1. Кризисное состояние личности. Лекции 4 4 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
1.2. Кризисное состояние личности. Сам. работа 4 20 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
1.3. Типологии кризиса и кризисного состояния. Сам. работа 4 15 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
1.4. Типологии кризиса и кризисного состояния. Практические 4 4 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
1.5. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 4 20 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
Раздел 2. Организация и методы психологической помощи в кризисной ситуации.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы. Практические 4 4 ПК-5, ПСК -1 Л2.1, Л1.1
2.2. Организация психологического консультирования личности и группы в период кризиса. Практические 4 2 ПК-5, ПСК -1 Л2.1, Л1.1
2.3. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. Сам. работа 4 14 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
2.4. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. Сам. работа 4 10 ПК-5, ПСК -1 Л1.1
Раздел 3. Консультирование клиентов с разными видами кризисов.
3.1. Психологическое консультирование как модель психологической помощи личности и группе при нормативном кризисе. Практические 4 2 ПК-5, ПСК -1 Л2.1, Л1.1
3.2. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов. Практические 4 2 ПК-5, ПСК -1 Л2.1, Л1.1
3.3. Психологическое консультирование клиентов как модель психологической помощи в сиутациях нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 4 20 ПК-5, ПСК -1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Moodle "Кризисное консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки программы психологической помощи человеку. переживающему определенный тип кризиса.