МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по психосоматике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 64 64 64 64
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по психосоматике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1 Сформировать навыки диагностики психологических факторов, которые оказывают воздействие на течение психосоматических заболеваний, а также психокррекции основных псчихологических проблем.
2 Найти связь между особенностями личности и психосоматическими процессами.
3 Овладение диагностической беседой с пациентом.
4 Выработка умения самостоятельно проводить клинико-психологическую диагностику пациента по интервью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-4 способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Технологии психологической коррекции и вмешательства в психосоматической клинике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь планировать, проводить и оценивать эффективность клинико-психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических расстройствах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть технологиями реализации осуществления психологического вмешательства при соматоформных и психосоматических и уметь оценивать эффективность психологического вмешательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. клинико-психологическое интервью
1.1. Планирование интервью Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Проведение интервью с пациентом Лабораторные 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Практическое заключение по данным интервью Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Комплексное клинико-психологическое обследование больных с психосоматическими и соматоформными расстройствами
2.1. Построение плана и планирование психодиагностического обследования Лабораторные 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических рсстройствах Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного Лабораторные 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Методы исследования качества жизни в соматической клинике Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы диагностики отношения к болезни пациента соматической клиники Лабораторные 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы диагностики особенностей познавательной деятельности пациента при психосоматических расстройствах и соматоформных расстройствах Лабораторные 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Методы диагностики мотивационной сферы у пациентов спсихосоматическими и соматоформными расстройствами Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Методы идагностики изменений личности больного при психосоматических и соматоформных расстройствах Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Струтктура и правила написания психодиагностического заключения Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основные психотерапевтические и психокоррекционные подходы при психосоматических и соматоформных расстройствах
3.1. Правила подбора психологической коррекционной программы для кратковременной и долговременной психокоррекции с пациентом с психосоматическими и соматоформными расстройствами Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Психологическая коррекция в кардиологической клинике Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Психологическая коррекция в пульманологической клинике Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Психологическая корреция в травматологии и ортопедии Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Психологическая корреция в гинекологии Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. психологическая коррекция в онкологии Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Психологическая коррекция в эндокринологии Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Психологическая коррекция в трансплантологии Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.9. Рабор клиническх случае и составления заключений Лабораторные 5 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.10. Разработка практических программ психологического вмешательства при психосоматических и соматоформных расстрйствах Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Роль и организация работы клинического психолога в соматической клинике.
2.Общие вопросы терапии психосоматических пациентов. Значение личностных
особенностей и внутренней картины болезни пациента для выбора тактики психотерапии.
3.Гендерные различия во внутренней картины болезни.
4.Психогенные реакции при психосоматических заболеваниях.
5.Функциональные сексуальные расстройства: психосоматические аспекты и
психотерапия.
6.Эндокринные нарушения: психосоматические аспекты и психотерапия.
7.Психосоматические аспекты тяжёлых заболеваний
8.Психосоматика пищевого поведения: общие положения и психотерапия.
9.Инфекционные болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии.
10.ЛОР-болезни: общие вопросы в психосоматике и психотерапии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев Патопсихология социального тревожного расстройства [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 Практикум по психосоматике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основной формой обучения студентов по данной дисциплине являются практические/лабораторные занятия. Тематика практических занятий соответствует содержанию программы
дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где
формируются навыки и умения будущих специалистов.
Практические занятия состоят из следующих этапов:
проверка исходных знаний;
знакомство с историей болезни больного;
составление плана экспериментально
психологического исследования больного;
квалификация симптомов и синдромов болезни;
проведение студентами психодиагностического исследования больного;
высказывание предположений о психологических механизмах симптомообразования;
определение способов верификации гипотез;
ведение протокола исследования;
супервизия работы студента с больным;
обсуждение результатов экспериментально-психологического исследования больного;
написание и обсуждение отчета по практикуму.
Особое значение уделяется интерпретации полученных результатов и написанию заключения. Студенты, которые не работают с пациентом на занятии, а осуществляют
супервизию, также ведут собственные протоколы и пишут собственные заключения по больному. Все заключения обсуждаются группой и преподавателем.
Таким образом, во время занятия все студенты получает «обратную связь» как со стороны преподавателя, так и со стороны других студентов. Этоопределенные
критические замечания или позитивная поддержка по поводу практических навыков и умений работы и с больными и с диагностическим материалом. Данная форма работы
носит определенное воспитательное, педагогическое значение.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами занятий, учебно
-методической литературой, набором диагностических методик), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента. Во время самостоятельной работы студент интерпретирует и обобщает результаты
экспериментально-психологического исследования больного и пишет заключение.
Контроль практических навыков студентов проводится по итогам супервизии и представленного отчета. Итоговая форма контроля по дисциплине – зачет.