МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое управление персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое управление персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся представления о стратегическом управлении персоналом, развитие навыков разработки и реализации кадровой политики организации с позиций стратегического управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике
ПК-7 знанием целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владением навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала
ПК-16 владением навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике
ПК-19 владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала
ПК-25 способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции управления персоналом; содержание и виды кадровой политики и стратегии управления персоналом;
подходы к оценке кадрового потенциала, интеллектуального капитала персонала и организации в целом;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления персоналом;анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации и оценивать их влияние на персонал;оценивать сложившуюся кадровую политику в организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными подходами к разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; оценки кадровой ситуации в организации для совершенствования ее кадровой политики; внедрения выбранной стратегии управления персоналом в организации в соответствии с основными этапами ее реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность стратегического управления персоналом. Два подхода к понятию “персонал”: персонал-издержки и персонал-ресурс. Место управления персоналом и руководства сотрудниками в единой концепции стратегического управления. Понятие видения (будущего фирмы), как цель развития фирмы и персонала. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Этапы стратегического управления человеческими ресурсами в соответствии с понятием стратегического управления фирмой. Стратегия предпринимательства: ее сущность, особенности управления персоналом. Стратегия динамического роста организации и особенности управления персоналом. Стратегия ликвидации и кадровая политика фирмы. Примеры зависимости стратегии управления персоналом от выбранной стратегии развития фирмы (фирма “Филипс”, авиационная фирма “ ДАСО”, фирма “Вольво”). Компетенция персонала как объект стратегического управления.
1.1. Современные тенденции управления персоналом Лекции 7 1 ПК-1, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Современные тенденции управления персоналом Практические 7 1 ПК-1, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Современные тенденции управления персоналом Сам. работа 7 4 ПК-1, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Лекции 7 1 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Практические 7 1 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Сам. работа 7 6 ПК-1, ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.7. Стратегия управления персоналом: замысел и планирование Сам. работа 7 4 ПК-16, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.8. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Лекции 7 2 ПК-7, ПК-16, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.9. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Практические 7 1 ПК-7, ПК-16, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.10. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Сам. работа 7 6 ПК-7, ПК-16, ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.11. Стратегия управления результативностью труда персонала Лекции 7 1 ПК-7, ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.12. Стратегия управления результативностью труда персонала Практические 7 1 ПК-7, ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.13. Стратегия управления результативностью труда персонала Сам. работа 7 4 ПК-7, ПК-25 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.14. Стратегия вознаграждения персонала Лекции 7 3 ПК-7, ПК-19 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.15. Стратегия вознаграждения персонала Практические 7 4 ПК-7, ПК-19 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.16. Стратегия вознаграждения персонала Сам. работа 7 6 ПК-7, ПК-19 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.17. Стратегия развития и обучения персонала Лекции 7 4 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.18. Стратегия развития и обучения персонала Практические 7 4 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.19. Стратегия развития и обучения персонала Сам. работа 7 10 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Лекции 7 4 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Практические 7 4 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Сам. работа 7 8 ПК-19 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Стратегия управления знаниями персонала Лекции 7 2 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Стратегия управления знаниями персонала Практические 7 4 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.25. Стратегия управления знаниями персонала Сам. работа 7 10 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.26. Структура подразделений управления персоналом Лекции 7 2 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.27. Структура подразделений управления персоналом Практические 7 2 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.28. Структура подразделений управления персоналом Сам. работа 7 8 ПК-25 Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации : учебник Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A1577E0C-7FC8-4595-A7F5-5D71EA9BAAED
Л1.3 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/76D4001B-E815-4C4E-9CE9-D24BB73579D3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0BFF602F-0534-4203-B15E-51E45C5FE3AF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.