МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Овладение студентами базовым понятийным аппаратом экономики как сферы деятельности;
2. Формирование основ экономического мышления, адекватного требованиям современного развития;
3. Выработку навыков общего анализа основных экономических процессов на микро и макроуровнях, а также на уровне международной экономики;
4. Формирование представленипй студентов об основах, целах, роли предпринимательской деятельности в современной экономике, ее экономической,социальной, технологической составляющих;
5. Уяснение роли государства в развитии экономики национальной, в частности, в направлении стимулирования, обеспечения стабильных условияй предпринимательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1: Знает: основы системного подхода, мето-дов поиска, анализа и синтеза информации; основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования.
УК-1.2: Умеет: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культу-ры; использовать философский понятий-но-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе систем-ного подхода; самостоятельно анализиро-вать общенаучные тенденции и направле-ния развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культуро-логическую, естественнонаучную, исто-рическую, психологопедагогическую ин-формацию; определять ценностные свой-ства различных видов источников ин-формации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессио-нальной деятельности; сопоставлять раз-личные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать своё мнение
УК-1.3: Владеет: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современ-ного общества, а также природой и тех-нологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и ме-тодикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, яв-лений, процессов в социогуманитарной сфере.
ОПК-5.1: Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2: Осуществляет свои профес-сиональные действия с учетом механизмов функцио-нирования конкретной ме-диакоммуникационной системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные экономические понятия, раскрывающие содержание экономической деятельности, и их взаимосвязь; цели, законы, показатели экономической деятельности на микро- макро- и мировом уровне; основные субъекты системы экономических отношений, их экономические интересы и роль в развитии экономики; актуальные проблемы и тенденции развития современной рыночной экономики; роль государства в экономике на разных уровнях экономической системы;
сущность, виды, содержание предпринимательской деятельности (включая аспекты социального предпринимательства); принципы маркетинга; основы менеджмента; этапы создания и обоснования бизнес-проектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания для анализа хозяйственных проблем микро и макроуровней; выделять актуальные проблемы современной экономики, оценивать состояние и тенденции развития национальной и мировой экономики; видеть связи экономики, политики, социальной и духовной сфер в жизни общества; рассчитывать и сопоставлять важнейшие экономические показатели деятельности на микро и макроуровнях, на уровне мировой экономики; уметь использовать экономические знания для участия в разработке проектов в сфере предпринимательской деятельности (социального предпринимательства), осуществлять необходимые расчеты по их обоснованию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования основных экономических категорий в оценке состояния и тенденций развития экономики на разных ее уровнях; оценки содержания и целей и проблем экономической политики государства; самостоятельного анализа актуальных проблем современной рыночной экономики на всех ее уровнях: микро, макро и международном; выделения социальных аспектов экономического развития на уровне предприятия и национальной системы; расчета и анализа основных экономических показателей на уровне предприятия и национальной экономики; понимания процессов хозяйственной практики предприятий, формировании бизнес-идеи и элементов бизнес-проектов в области социального предпринимательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику
1.1. Экономика как система и как наука. Потребности и ресурсы, их виды. Проблема выбора в экономике. Цели экономического развития. Типы хозяйственных систем, их характеристика.Собственность и ее виды. Лекции 4 4 УК-1.1, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Рыночная экономика как система, ее субъекты и их интересы. Виды рынков, их взаимосвязь. Деньги, их сущность и функции. Конкуренция, ее сущность, виды и ее роль в экономике. Дефекты рыночной системы. Монополия и ее последствия. Государство в экономике - причины вмешательства. Хозяйственные системы стран их специфика. Практические 4 4 УК-1.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
1.3. Структура экономики как системы.Этапы развития экономических систем. Цели экономического развития. Связи экономики, политики, социальной и духовной сфер.Эволюция рыночной экономики. Типы хозяйственных систем, критерии их классификации. Общая характеристика экономик отдельных стран (по выбору студента) Сам. работа 4 22 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Основы экономического поведения участников хозяйственной деятельности
2.1. Рынок благ, его участники и основные характеристики. Цена товара. Спрос и предложение как факторы ценообразования.Государство на рынке благ. Основы потребительского поведения домашних хозяйств. Фирма как субъект экономики,ее цели. Виды фирм. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Типы рыночных структур. Монополия, ее виды и антимонопольное регулирование. Рынок труда. Заработная плата и ее виды и факторы изменения. Рынок капитала. Процентная ставка, ее виды и факторы изменения Рынок земли. Рента, ее виды. Доходы домашних хозяйств и их распределение. Дифференциация доходов, ее показатели и факторы. Лекции 4 4 УК-1.1, ОПК-5.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
2.2. Рынок. Спрос и предложение. Факторы изменения спроса и предложения, их влияние на цены товаров. Эластичность спроса.Фирма.Издержки и их виды. Выручка и прибыль. Источники прибыли. Рынок труда. Заработная плата. Рынок капитала. Ссудный процент. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
2.3. Рынок. Спрос и предложение. . Факторы спроса и предложения. Эластичность спроса и ее влияние на выручку продавцов. Выручка, издержки и прибыль фирм. Рынок труда.его виды. Заработная плата.Факторы изменения заработной платы. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Бедногсть и способы борьбы с ней. Внешние эффекты и общественные блага. . Сам. работа 4 12 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Основы функционирования национальной экономики
3.1. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические проблемы. Безработица ее виды и последствия. Инфляция и ее виды и последствия. Экономические циклы , их виды и фазы. Платежные баланс, его состояние. Равновесие в макроэкономике - общий подход. Инвестиции, их виды. Стабилизационная политика государства.Цели, инструменты, модели и проблемы государственного регулирования. Основы денежно-кредитной и финансовой политики. Лекции 4 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
3.2. Основные макроэкономические проблемы, пути их решения. Проблемы экономики РФ. Деньги и денежное обращение. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Финансовая политика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Миграция капитала и рабочей силы.Платежный баланс. Валютный курс, факторы его измененния. Практические 4 4 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
3.3. Стабилизационная политика государства. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс, факторы его изменения. Сам. работа 4 16 УК-1.2, ОПК-5.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
Раздел 4. Основы предпринимательской деятельности.
4.1. Понятие предпринимательской деятельности, ее специфика. Направления и сферы предпринимательской деятельности.Виды бизнеса. Социальное предпрнинимательство. Функции предпринимательской деятельности в экономике. Организационные формы бизнеса. Цели предпринимательской деятельности. Эффективность предпринимательской деятельности, ее показатели и пути повышения. Государственное регулирован6ие и поддержка предпринимательсва, ее цели и инструменты (федеральные и региональный аспекты). Маркетинг в деятельности предприятимй. Роль менеджмента в развитии фирмы. Лекции 4 4 УК-1.1, ОПК-5.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
4.2. Бизнес-проект, его содержание и этапы разработки. Участники и ресурсы бизнес-проекта. Планирование предпринимательской деятельбности. Механизмы государственной поддержки предпринимательства. Бизнес-идея в сфере социального предпринимательства, ее обоснование и разработка. Поддержка социального предпринимательства, ее инструменты на федеральном и региональном уровне. Практические 4 4 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3
4.3. Предпринимательская деятельность, ее экономические и социальные аспекты. Поиск бизнес-идеи в сфере социальногго предпринимательства на основе маркетинговых оценок. Предварительное экономическое обоснование бизнес- проекта. Выбор и расчет основных показателей бизнес проекта. Сам. работа 4 22 УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения
Приложение 1.   Фос экономика - Медиа.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л1.2 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573438
Л1.3 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенников П. И. Экономика : учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
Л2.2 Рыбина З.В. Экономика: учебное пособие М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=450634&sr=1
Л2.3 В. В. Коршунов Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба г8осударственной статистики РФ www.gks.ru
Э2 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э3 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э4 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э5 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э6 Курс в Moodle "Экономика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3000
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.
.