МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 03.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся представления о стратегическом управлении персоналом, развитие навыков разработки и реализации кадровой политики организации с позиций стратегического управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и ее персоналом
ОПК-4 способностью всесторонне рассматривать и оценивать задачи повышения эффективности использования и развития персонала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные концепции управления персоналом; содержание и виды кадровой политики и стратегии управления персоналом;
подходы к оценке кадрового потенциала, интеллектуальногокапитала персонала и организации в целом;
цели, задачи и виды аттестации; методику разработки плана оценки персонала в соответствии со стратегическими целями организации; методы проведения оценки персонала;

3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления персоналом;анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации и оценивать их влияние на персонал; оценивать сложившуюся кадровую политику в организации
определять параметры и критерии оценки персонала; определять и применять средства и методы проведения оценки персонала в соответствии с планами организации; обеспечивать организационное сопровождение оценки персонала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными подходами к разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом; оценки кадровой ситуации в организации для совершенствования ее кадровой политики; внедрения выбранной стратегии управления персоналом в организации в соответствии с основными этапами ее реализации
разработки плана оценки персонала в соответствии с целями организации;методами определения ресурсов, выбора средств и методов проведения оценки персонала; навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность стратегического управления персоналом. Два подхода к понятию “персонал”: персонал-издержки и персонал-ресурс. Место управления персоналом и руководства сотрудниками в единой концепции стратегического управления. Понятие видения (будущего фирмы), как цель развития фирмы и персонала. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Этапы стратегического управления человеческими ресурсами в соответствии с понятием стратегического управления фирмой. Стратегия предпринимательства: ее сущность, особенности управления персоналом. Стратегия динамического роста организации и особенности управления персоналом. Стратегия ликвидации и кадровая политика фирмы. Примеры зависимости стратегии управления персоналом от выбранной стратегии развития фирмы (фирма “Филипс”, авиационная фирма “ ДАСО”, фирма “Вольво”). Компетенция персонала как объект стратегического управления.
1.1. Современные тенденции управления персоналом Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Современные тенденции управления персоналом Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Современные тенденции управления персоналом Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Практические 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Стратегическое управление персоналом в системе стратегического управления компанией Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.7. Стратегия управления персоналом: замысел и планирование Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.8. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.9. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.10. Политика управления персоналом и создание человеческого капитала компании Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.11. Стратегия управления результативностью труда персонала Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.12. Стратегия управления результативностью труда персонала Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.13. Стратегия управления результативностью труда персонала Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.14. Стратегия вознаграждения персонала Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.15. Стратегия вознаграждения персонала Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.16. Стратегия вознаграждения персонала Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.17. Стратегия развития и обучения персонала Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.18. Стратегия развития и обучения персонала Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.19. Стратегия развития и обучения персонала Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Стратегия организационного развития и совершенствования организационной культуры Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Стратегия управления знаниями персонала Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Стратегия управления знаниями персонала Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.25. Стратегия управления знаниями персонала Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.26. Структура подразделений управления персоналом Лекции 1 0 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.27. Структура подразделений управления персоналом Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.28. Структура подразделений управления персоналом Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации : учебник Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A1577E0C-7FC8-4595-A7F5-5D71EA9BAAED
Л1.3 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/76D4001B-E815-4C4E-9CE9-D24BB73579D3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0BFF602F-0534-4203-B15E-51E45C5FE3AF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегическое управление человеческими ресурсами. Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.