МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 6 4 6
Практические 4 12 4 12
Сам. работа 127 117 127 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Янова Н.Г.

Рецензент(ы):
д.псих.н., профессор, Каширский Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946 Программа разработана для заочной формы обучения

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.пс.н., Каширский Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.пс.н., Каширский Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.
Класс задач ориентирован на формирование знаний и навыков, необходимых в психодиагностической работе, и включает знакомство студентов с понятийным аппаратом психодиагностики, историей формирования диагностической теории и практики, основными группами методов психодиагностики, особенностями строения и применения основных типов тестовых методик, проблемами их стандартизации и адаптации.
Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку в области психодиагностики как вида деятельности, определяющего другие виды профессиональной деятельности психолога, такие как коррекция, профилактика и прогноз. Программа курса формирует компетенции для корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психодиагностике как особой отрасли теоретического и прикладного знания, понимать ее инструментальную роль в социальной практике.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять принципы общей психодиагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной тестологии;
соблюдать этические нормы и нормативные требования профессиональной деятельности специалиста-психодиагноста;
осуществлять квалифицированный выбор психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, на основании знаний о возможностях и ограничениях этих методик.
оценивать качество психодиагностических методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.количественных и качественных методов психодиагностического обследования индивидов и групп; проведения обследований по разным классам диагностических задач,
владеть способами обработки и интерпретации их результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ
1.1. Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2
1.2. Общая психодиагностика: объект, предмет, задачи, функции, структура Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1
1.3. Формы методического оформления и сопровождения тестовой документации. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1
1.4. Классификация психодиагностических процедур и ее основания. Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.4
Раздел 2. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ТЕСТОЛОГИЯ
2.1. Тест как основной инструмент психодиагностики. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л3.2
2.2. Понятие психодиагностического обследования и исследования. Сам. работа 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.4
2.3. Принципы и правила психологического тестирования, тестовые нормы. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.4
2.4. Методические правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения. Сам. работа 3 4 ОПК-1
2.5. Психодиагностические задачи и комплектование тестовых батарей. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.8
2.6. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОМЕТРИКА
3.1. Статистическая природа тестовых шкал. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
3.2. Вопросы надежности психодиагностических методик Лекции 3 2 ОПК-1 Л3.1
3.3. Вопросы валидности психодиагностических методик. Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л3.1
3.4. Паспорт теста. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.2
3.5. Психометрическая оценка тестовых шкал. Сам. работа 3 4 ОПК-1
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
4.1. Тесты интеллекта и тесты достижений. Сам. работа 3 4 ОПК-1
4.2. Личностные опросники. Сам. работа 3 6 ОПК-1
4.3. Психодиагностика личности по параметрам реактивности, активности, направленности и субъектности: тестовые конструкты. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.6
4.4. Многомерные методы исследования личности. Критический обзор. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2
4.5. MMPI : версии 1-2, варианты адаптации Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.2
4.6. Проективные техники и рисуночные тесты. Сам. работа 3 6 ОПК-1
4.7. Многомерный психологический профиль : синдромальный анализ Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.8
4.8. практикум. Психодиагностика интеллекта: подходы, методы, интсрументарий. Сам. работа 3 6 ОПК-1
4.9. практикум. Методики изучения познавательных и репрезентационных процессов. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.2
4.10. практикум. Методики изучения темперамента и характера Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.5
4.11. практикум. Диагностика психических состояний личности. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.7
4.12. практикум. Психодиагностика личностных черт и диспозиций. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.8
4.13. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.3
4.14. практикум. Диагностика межличностных отношений. Сам. работа 3 4 ОПК-1
4.15. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Сам. работа 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.3
4.16. Психосемантические методы диагностики. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.3
4.17. практикум. Диагностика профессионального самоопределения личности Практические 3 2 ОПК-1
Раздел 5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
5.1. Тестовые экспертные системы в психодиагностике. Практические 3 2 ОПК-1
5.2. Новые направления в развитии психодиагностики Практические 3 2 ОПК-1
5.3. Конференц-час с профессионалом (открытое занятие в режиме пресс-конференции) Сам. работа 3 1 ОПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Психодиагностика как наука: предмет, задачи и функции общей психодиагностики.
2. Психодиагностическая практика и прикладной характер психодиагностики.
3. Понятие и уровни постановки психодиагностического диагноза.
4. Психодиагностические методики как способы постановки и решения диагностических задач.
5. Основные подходы к классификациям психодиагностического метода.
6. Классификация психодиагностических процедур и их основания.
7. Требования к психодиагностическим методикам, психологам-пользователям, специалистам-смежникам.
8. Основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.
9. Формы контроля за использованием психодиагностических тестов.
10. Требования к разработке, проведению тестов и использованию их результатов.
11. Психодиагностика и тестология. Тесты, тестовые задания, батареи тестов. Тесты в психологическом исследовании.
12. Принципы психологического тестирования. Психодиагностические признаки и категории.
13. Психодиагностическое обследование и психодиагностическое исследование. Практическое обследование и научное дифференциально- диагностическое исследование в психодиагностике.
14. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
15. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции.
16. Фундаментальная психометрическая основа тестовых процедур.
17. Статистическая природа тестовых шкал: статистические принципы построения тестового инструмента.
18. Значение нормального закона распределения в тестологии.
19. Понятие выборочного распределения. Накопленные частоты и функции распределения. Функции эмпирического и теоретического распределений. Гистограмма и график плотности распределения вероятности. Процентильные шкалы.
20. Основные выборочные характеристики (основные понятия математической статистики и теории вероятности).
21. Проблема достоверности измерений в психодиагностике. Понятие доверительной вероятности и доверительного интервала.
22. Надежность и гарантия выборочных измерений. Проблема выборки в разработке тестового инструмента.
23. Проблема меры в психологии. Интерпретация результатов теста. Использование статистических норм в качестве диагностических. Количественный и качественный подход к тестовым нормам.
24. Тестовые нормы. Правила психометрической разработки тестовых норм. Проблемы и дискуссии.
25. Проблема отбора и комплектации выборки нормирования. Критерии формирования выборки в психодиагностике.
26. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию.
27. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения.
28. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения.
29. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Оценка надежности по формуле совместной дисперсии. Ретестовая надежность. Одномоментная надежность (согласованнось) теста. Надежность отдельных пунктов.
30. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность (анализ пунктов по критерию валидности). Дополнительные факторы оценки достоверности теста: знание, социальная желательность, индивидуальная тактика. Приемы «защиты» достоверности теста.
31. Понятие психологического профиля и правил его интерпретации.
32. Характеристика клинических и оценочных шкал MMPI.
33. Основные сочетания оценочных шкал: диагностика установки к тестированию.
34. Типы сочетания шкал (виды профилей) по синдромам основных шкал MMPI.
35. Методические и нормативные правила оформления «руководства к тесту». Принципы и правила работы практического психолога с «паспортом теста».
36. Правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения.
37. Принципы психодиагностического обследования и общая схема диагностического процесса.
38. Характеристика этапов психодиагностического обследования.
39. Классификация и причины психодиагностических ошибок при проведении и интерпретации различных групп методик.
40. Психодиагностические задачи, правила и принципы формирования тестовой батареи.
41. Принципы построения комплексного психологического портрета личности.
42. Проблема объективности тест-опросников.
43. Психодиагностика и психологическая оценка.
44. Анализ современного состояния психодиагностического направления в психологии. Новые тенденции в развитии психодиагностики
45. Этика психодиагностического обследования, основные принципы регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ:
Самостоятельная работа: Формы методического оформления и сопровождения тестовой документации.
Самостоятельная работа: Методические правила составления протокола диагностического обследования и подготовки психодиагностического заключения.
Самостоятельная работа: Психодиагностические задачи и комплектование тестовых батарей.
Самостоятельная работа: Принципы построения комплексного психологического портрета личности.
Методические указания к самостоятельным работам -см.Приложение.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Проблемы методологии нормативного и критериального подхода к тестированию.
2. Принципы разработки психологических и педагогических тестов.
3. Критериально-ориентированный тест в современной психодиагностической практике.
4. Психометрические основания и статистическая природа тестовых шкал.
5. Проблемы измерения тестовых шкал в психодиагностике.
6. Многомерные личностные тесты. Проблемы валидизации и надежности.
7. Проблемы и правила адаптации зарубежных психодиагностических методик.
8. Психологический профиль личности: от диагностики к интерпретации.
9. История адаптации, модификации и стандартизации теста MMPI.
10. Стандартизованный самоотчет: правила, приемы, методы разработки.
11. Психодиагностика как направление деятельности школьного психолога.
12. Семейная психодиагностика: современные направления исследований.
13. Проективные методики: перспективы и ограничения.
14. Техника репертуарных решеток в диагностике мотивации.
15. Профессиографические психодиагностические методы.
16. Психосемантическое направление в психодиагностике.
17. Возможности психодиагностики и HR-технологии.
18. Психодиагностические методы в клинической психологии.
19. Психодиагностические методы в специальной психологии.
20. Компьютерное тестирование: «за и против».
21. Психодиагностика и психологическая оценка.
22. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
23. Психодиагностические задачи, правила и принципы формирования тестовой батареи.
24. Природа, назначение, основания классификации когнитивных тестов.
25. Современные подходы к исследованию функций интеллектуальной активности (психометрическая теория, информационная теория, теория интеллекта как функции социальной адаптации, триархическая теория саморегуляции)
26. Интеллект и общая теория способностей, методологические и методические вопросы диагностики одаренности.
27. Структура интеллекта: иерархические теории интеллекта и операциональные многофакторные модели измерения структуры интеллекта.
28. Номотетический и идеографический подходы в теории черт, проблема «измеренной индивидуальности» в диагностике черт.
29. Теория «большой пятерки», историография и перспективы в описании и исследовании личностных черт.
30. Проблема объективности и объективации личностных опросников.

5.3. Фонд оценочных средств
см.Приложение
Приложения
Приложение 3.   СРС_Психодиагностика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анастази А. Урбина С Психологическое тестирование: Учебник Питер, 2009
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник Питер, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодалев А.А, Столин В.В Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
Л2.2 Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики: Монография Речь, 2003
Л2.3 Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт : Учебник Речь, 2002
Л2.4 Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Учебник Питер, 2008
Л2.5 Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика .Практикум ТЦ Сфера , 2008
Л2.6 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Серия: Практикум Питер, 2008
Л2.7 Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний : Практикум Речь, 2004
Л2.8 А. А. Бодалев, В. В. Столин Общая психодиагностика: Учебник Речь, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.2 Янова Н.Г. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4188
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журналы на иностранном языке:
Э2 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT
Э3 http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
Э4 2. ASSESSMENT
Э5 http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
Э6 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э7 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
Э8 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
Э9 http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
Э10 5. PSYCHOLOGICAL METHODS
Э11 http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
Э12 6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319
Э13 Электронные образовательные ресурсы:
Э14 http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml (раздел "Психологическая диагностика")
Э15 http://www.ht.ru/
Э16 http://www.psy-diagnoz.com
Э17 http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
Э18 http://www.psytest.ru/
Э19 http://elibrary.ru
Э20 Журналы на иностранном языке:
Э21 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
Э22 2. ASSESSMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
Э23 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
Э24 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
Э25 Курс в Moodle «Психодиагностика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4723
6.3. Перечень программного обеспечения
Электронная тестотека по курсу «Психодиагностика».
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сборники психологических тестов:
Энциклопедия психодиагностики. Издательство: Бахрах-М:
Том 1. Психодиагностика детей.2008. - 624с.
Том 2. Психодиагностика взрослых. 2009. - 704 с.
Том 3. Психодиагностика семьи. 2009. - 696с.
Том 4. Психодиагностика персонала. 2010 г. - 792стр.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издатель-ство: Бахрах-М:
2009-672с.
Том 1 - Диагностика психических состояний и свойств личности;
Том 2 - Диагностика межличностных и семейных отношений;
Том 3 - Диагностика профессионального подбора кадров.
Журналы на иностранном языке:
1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934&
2. ASSESSMENT
http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629&
3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590
4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759
5. PSYCHOLOGICAL METHODS
http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X
6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319

Журналы на русском языке:
Журнал ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методический диагностический инструментарий
для психодиагностического практикума:
1. Айзенк Г. Дж. Личностный профиль по Айзенку Издательство: Когито-Центр Москва 2002 -50с.
2. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифициро-ванный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. методи-ческие рекомендации. Психоневрологический ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1995, 40с.
3. Аверина И.С.,Е.Задорина,Е.И.Щбланова (ПИ РАО, Институт развития одаренности) МЭДИС – методика экспресс-диагностики интеллекту-альных способностей (для выявления одаренных детей 6-7 лет) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
4. Бабина В.С., Шмелев А.Г. Тест юмористических фраз// Общая психоди-агностика/ ред.Бодалев А.А., Столин В.В.-М., Изд-во МГУ,1987-с.174-178
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Методика многостороннего исследова-ния личности.-М.:Медицина,1996 (1976).-176с.
6. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для диагностики детей 3-4 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
7. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 4-6 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
8. Белопольская Н.Л.Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет Издательство: Когито-Центр Москва 2005
9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с за-держкой психического развития Издательство: Когито-Центр, 2009- 192 с.
10. Батаршев А.В.Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика Издательство: ТЦ Сфера Москва,2005- 88с.
11. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.1992.
12. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред.С. Ни-кифорова, Речь, 2007 – 960с .
13. Б.И.Белый Тест Роршаха. Практика и теория. Серия: Практикум по психодиагностике. Издательство: Каскад, 2007 - 240 с.
14. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличност-ных отношений ребенка. Методическое пособие. Психоневрологиче-ский ин-т им.В.М.Бехтерева.Серия: Психодиагностика детей и подрост-ков.Выпуск7, М, Фолиум, 1994, 64с.
15. К.М.Гуревич,М.К.Акимова, Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков/ серия «Психодиагностика и развитие».Под ред В.Г.Колесникова-Обнинск,1993.
16. К.М.Гуревич,М.К.Акимова,Е.М.Борисова,В.Т.Козлова, Г.П.Логинова,Зархин В.Г.,Раевский А.М.,Ференс Н.А. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР).-М.,1995-1996
17. Групповой интеллектуальный тест для младших подростков (ГИТ) (для учащихся 3-6 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», Вып.6, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
18. Джон Дилео Детский рисунок. Диагностика и интерпретация (Chil-dren Drawings: As Diagnostic Aids). Серия: Детская психология Изда-тельство: Астрель Пресс, 2009 г.- 256 с.
19. Дубровская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера (методика и карточки) Издательство: Когито-Центр Москва, 2001, 65с.
20. Джос В.В. Практическое руководство по тесту Люшера.Киев,1983
21. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций: Модифицированный вариант методики ПДО. Издательство: Речь, 2008. - 96с.
22. Забрамная С.Д.,Боровик О.В.Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Издательство: Владос Москва 2003-115с.
23. Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава,1982
24. Каталог компьютерных психологических методик центра «гуманитар-ные технологии» при МГУ – М.:АПАРТ,1993-1996
25. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической ди-агностики и коррекции в клинике. Л., 1983 г.
26. Карелин А.А., Психологические тесты: В 2 томах Издательство: Владос Москва 2005 – 586с.
27. Капустина А.Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла Се-рия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2007 г. 104 с.
Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиа-гностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Смысл, 2003. -284с.
28. Карл Кох. Тест "Дерево" (Der baumtest: Der baumzeichenversuch als psychodiagnostisches hilfsmittel) Серия: Лучшие психологические тесты Издательство: Эксмо, 2010 г. - 352 с.
29. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по пси-ходиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989 г.
30. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности Издательство: АкадемПроект Москва 2004 -176с.
31. Лови О.В., Белопольский В. И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бен-дер. Издательство: Когито-Центр Москва 2003 -42с.
32. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости (адаптированный вариант методики П.Я.Кеэса) – Серия «Психодиагностика и развитие», вып.1.,изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
33. Личко А.Е., Иванов М.Я. Опросник ПДО и опыт его практического применения.Л.,1981
34. Максимов С.В. Методика Лири в исследовании представлений человека о себе.М.,1984
35. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание струк-туры личности в клиническом процессе 2006 г.- 480 с.
36. Люшер Макс. Цвет вашего характера. М., 1997.
37. Прихожан А.М. Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (SMAS) –М.,1994
38. Психодиагностика личности от А до Я. Серия: Психологический прак-тикум. Издательство: Феникс, 2009 г.- 320с.
39. Прихожан А.М.Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст (+ CD-ROM)
40. Серия: Детскому психологу Издательство: Питер, 2007 г. - 192 с.
41. Потенциал интеллектуального развития. Тестовая методика психологи-ческой диагностики Под ред. Л.И.Вассермана Серия: Практикум по психодиагностике Издательство: Речь, 2008 г.-112с.
42. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое посо-бие.-М.,ИП РАН,1990
43. Руководство к тесту Герхарда Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в школу» (адаптация А.Г.Лидерса, Г.С.Досмаевой) – Се-рия «Психодиагносткиа и развитие», вып.10, изд-во ПИ РАО, под об-щей ред. В.Г.Колесникова
44. Семаго М.М. Диагностический комплект для оценки развития познава-тельной деятельности ребенка Серия: Библиотека психолога образова-ния Издательство: Когито-Центр Москва, 112 с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагности-ке: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие.-М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000г.-263с.
46. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика меж-личностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональ-ной диагностики Т.Лири.-М.,1990.-48с.
47. Собчик Л. Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. - СПб: Речь, 2010-219с.
48. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Серия: Практикум по психодиагностике - СПб.,. Речь, 2009 – 224с.
49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ДМО) Издательство: Боргес, 2010 г. - 52 с.
50. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста (ИТО,ИТДО). Издательство: Боргес, 2010 г.- 60 с.
51. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветово-го теста Люшера Серия: Практикум по психодиагностике Издатель-ство: Речь, 2010 г.-132 с.
52. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация, М, Фе-никс, 1999
53. Тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра (для учащихся 8-9 классов) – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.4., изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
54. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. Руководство. Тестовые альбомы. Стимульные материалы Издатель-ство: Когито-Центр Москва 2001
55. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация// Психол.ж-л, 2002№21.с.113-127
56. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьни-ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики Изда-тельство: МПСИ Москва 2004 - 368 с.
57. ШТУР-2. Школьный тест умственного развития. Версия 2.0 – Серия «Психодиагносткиа и развитие», вып.8, изд-во ПИ РАО, под общей ред. В.Г.Колесникова
58. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике, Речь, 2003
59. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потреб-ность/Под ред.А.Карелина, М.,ИСТ,1997,300с.