МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы теории права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ТПА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы теории права

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 (030900) Юриспруденция (уровень магистратуры), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории права» являются во-первых, теоретическое освоение базовых, методологических концепций и теорий юриспруденции, изучение ее основных понятий и конструкций как необходимое условие и предпосылка усвоения отраслевых и специальных юридических дисциплин и плодотворной юридической практики; во-вторых, изучение проблем теории государства и права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых и специальных дисциплин, что должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о юриспруденции как единой науке; в-третьих, овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями для правотворческой, правоохранительной и иной юридической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-1: способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
ПК-9: способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-2: социальную ценность права; основные этические категории; основные положения юридической этики;
ПК-1: понятие объекта, предмета и метода правового регулирования; правила юридической техники; принципы профессионального мышления современного юриста, юридическую терминологию; совокупность источников права по предмету правового регулирования; соответствующие научные доктрины по предмету правового регулирования;
ПК-6: понятие и признаки коррупционного поведения; способы его пресечения;
ПК-7:особенности различных видов толкования нормативно-правовых актов; положения действующего законодательства и правовую доктрину в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
ПК-8: основные термины и понятия, виды и методы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов; положения действующего законодательства об экспертизе нормативным правовым актам и их проектам; положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; правила построения юридического заключения; требования, предъявляемые к юридическим консультациям;
ПК-9: основные этапы процесса разработки и реализации управленческих решений, их содержание и особенности; современные технологии принятия управленческих решений; основные научные подходы в разработке управленческих решений ; основные способы и принципы выделения проблем и постановки целей управленческого (государственного) решения; процедурные основы оценки альтернатив, выбора оптимального варианта решения, результатов и последствий принятых решений;
ПК-10: теоретические основы разработки и внедрения управленческих инноваций в профессиональной деятельности; существующие научные концепции содержания управленческих инноваций в государственной и негосударственной управленческой деятельности; тенденции генезиса общеуправлеческих методологий и методов.


3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-2: принимать правовые решения в точном соответствии с законом; правильно толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; грамотно вести спор о праве;
ПК-1: применять полученные знания, юри-дическую терминологию, нормы материального и процессуального права в процессе правотворческой деятельности; разрабатывать план подготовки нормативно-правового акта;
анализировать сведения, необходимые для разработки нормативно-правового акта; определять объект, предмет и метод правового регулирования подготавливаемого нормативно-правового акта;
ПК-6: выявлять коррупционного поведение, давать ему оценку и содействовать его пресечению;
ПК-7: применять на практике теоретические знания в процессе толкования нормативно-правовых актов; собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; на основе обширных знаний материалов юридической практики и действующего законодательства применять методику толкования нормативно-правовых актов;
ПК-8: давать правовую оценку формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности; дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов; доказывать свою позицию по исследуемым вопросам; использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения в ходе участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; собирать и исследовать информацию; выстраивать эффективную коммуникацию с клиентом, коллегой, судьей, свидетелем и т. д. для того, чтобы получать и транслировать информацию, необходимую для оказания юридической помощи; квалифицировать совокупность фактов с точки зрения распространяющихся на нее норм права; с учетом полученных результатов и интересов клиента проектировать позицию по делу, а затем с помощью правовых средств реализовывать ее;
ПК-9: выбирать адекватные стоящим задачам способы управления; выявлять факторы внешней и внутренней среды, влияющие на разработку управленческих решений; осуществлять сбор, обработку и направление результатов анализа информации по разным уровням подготовки материалов для управленческих решений; рационально строить систему принятия решения и точно соотносить ее с системой ответственности; целесообразно распределять в системе принятия решений соотношение экспертной оценки с действиями должностных лиц, ответственных за принятие и реализацию принятой к исполнению управленческой программы; определять формальные (нормативные) границы свободы в процессе принятия должностным лицом управленческого решения с тем, чтобы не допустить произвола, с одной стороны, а с другой – ограничения инициативы; обеспечивать точное распределение функциональных ролей персонала управления, их прав и обязанностей;
ПК-10: отличать управленческие инновации от несущественных видоизменений и реорганизаций; оценивать эффективность управленческих инноваций; объяснять преимущества управленческих инноваций; разрабатывать и применять новые технологии и методы организации управленческой деятельности, создавать новые организационные структуры либо адаптировать существующие организационные структуры к потребностям реализуемых инновационных процессов; оформлять внедрение инновационных проектов в государственной и (или) негосударственной управленческой деятельности посредством принятия нормативных актов соответствующего уровня.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-2: навыком систематического повышения своей профессиональной компетенции; навыком делового общения с людьми; навыком работы в коллективе.
ПК-1: способностью формулировать обоснованные предложения о средствах совершенствования правового регулирования по конкретному вопросу; способностью составлять план подготовки нормативно-правового акта; навыками работы с правовыми документами; методикой написания и оформления нормативно-правового акта; навыками представления разработанного нормативно-правового акта;
ПК-6: навыками выявления факторов, способствующих возникновению условий для осуществления деяний коррупционной направленности; навыками предотвращения коррупционного поведения; навыками выявления признаков коррупционного поведения;
ПК-7:навыками аналитического исследования; умением вычленять правовые нормы в системе законодательства, иных источников права; умением анализировать структуру правовой нормы и содержание ее структурных элементов; умением решать, относится ли норма к совокупности фактов, достаточно ли их для такой относимости; умением делать правовые выводы из диспозиции и санкции нормы для принятия правового решения.
ПК-8: навыками самостоятельного проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; навыками работы в составе рабочей группы при проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; умением структурировать содержание нормы права (выделять логическую модель или логическую структуру нормы права, подлежащей применению); умением определять стратегию и тактику юридической помощи в конкретном деле (ставить цели, формулировать задачи, определять адекватные с точки зрения целей и задач правовые средства юридической помощи и способы достижения поставленной цели);
ПК-9: организационными процедурами и правилами разработки и оценки результатов принятых управленческих решений; навыками анализа исходных данных для подготовки к разработке управленческих решений; навыками обнаружения и анализа рисковых ситуаций в управленческой деятельности; навыками построения системы принятия управленческих решений и ее соотнесением с должностными обязанностями подчиненных.
ПК-10: умением определять проблемные ситуации в деятельности организации и предлагать способы их решения; способами прогнозирования результатов реализации инновационных процессов в профессиональной деятельности; навыками использования профессиональных юридических знаний для раз-аботки и реализации способов усовершенствования структуры и методов государственной и (или) негосударственной управленческой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Актуальные проблемы предмета теории государства и права Лекции 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы предмета теории государства и права Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы предмета теории государства и права Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.4. Актуальные проблемы методологии теории государства и права Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы методологии теории государства и права. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.6. Актуальные проблемы понятия государства Лекции 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.7. Актуальные проблемы понятия государства Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.8. Актуальные проблемы понятия государства Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.9. Актуальные проблемы функций и механизма государства Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.10. Актуальные проблемы функций и механизма государства Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.11. Актуальные проблемы формы и типологии государства Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.12. Актуальные проблемы формы и типологии государства Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.13. Актуальные проблемы правового государства Сам. работа 2 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.14. Лабораторная работа по теме "Актуальные проблемы определения, признаков и сущности права": Принципы права и деятельность судей Конституционного Суда РФ Лабораторные 2 2 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.15. Актуальные проблемы определения, признаков и сущности права Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.16. Актуальные проблемы системы нормативного социального регулирования Практические 2 0 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.17. Актуальные проблемы системы нормативного социального регулирования Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.18. Актуальные проблемы правового регулирования и его механизма Практические 2 0 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.19. Актуальные проблемы правового регулирования и его механизма Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.20. Актуальные проблемы понятия форм (источников) права Лекции 2 0 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.21. Актуальные проблемы понятия форм (источников) права Практические 2 0 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.22. Актуальные проблемы понятия форм (источников) права Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.23. Актуальные проблемы системы права и системы законодательства Практические 2 0 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.24. Актуальные проблемы системы права и системы законодательства Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.25. Практическое занятие по решению задач по теме "Актуальные проблемы правоотношения" Практические 2 1 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.26. Актуальные проблемы правоотношения Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.27. Актуальные проблемы реализации права Сам. работа 2 7 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.28. Актуальные проблемы правонарушения и юридической ответственности Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.29. Актуальные проблемы законности и правопорядка Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1
1.30. Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет и объекты общей теории права.
2. Методология юридической науки.
3. Функции общей теории права.
4. Общая теория права в системе научного знания.
5. Зарождение общей теории права в России. Видные представители российской общеправовой мысли.
6. Происхождение и смысловые значения термина «право».
7. Понятие (признаки) и определение права (объективного права).
8. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности.
9. Сущность и содержание права. Воля в праве.
10. Естественное право и позитивное право.
11. Право и государство.
12. Формы (источники) права: понятие и виды.
13. Нормативный правовой акт: понятие и виды.
14. Право и закон.
15. Право в системе социальных норм.
16. Право и справедливость.
17. Право и экономика.
18. Право и политика.
19. Право и религия.
20. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.
21. Предмет и методы правового регулирования.
22. Система права.
23. Материальное и процессуальное право. Юридическая процедура.
24. Частное и публичное право.
25. Система права и система законодательства в их соотношении.
26. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
27. Правотворчество: понятие и виды. Правотворчество и правообразование.
28. Стадии законодательной деятельности. Юридическая техника.
29. Нормы права: понятие и виды.
30. Строение нормы права.
31. Норма права и статья нормативного правового акта. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
32. Правоотношение: понятие и виды.
33. Норма права и правоотношение: взаимосвязь в рамках различных концепций правопонимания.
34. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
35. Виды правосубъектности.
36. Субъекты права: понятие и виды. Субъект права и субъект правоотношения.
37. Юридические факты: понятие и классификация.
38. Объекты правоотношения.
39. Реализация права: понятие и формы.
40. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права.
41. Правовые акты: понятие и виды.
42. Пробелы в праве и способы их восполнения в процессе правоприменения.
43. Толкование права: понятие и способы.
44. Виды толкования права.
45. Юридические презумпции и фикции.
46. Правосознание: понятие, строение, виды.
47. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления.
48. Правовая культура.
49. Право как социальная ценность.
50. Правонарушение: понятие и виды.
51. Правовое принуждение: понятие и виды.
52. Юридическая ответственность: понятие и виды.
53. Основание юридической ответственности.
54. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования.
55. Злоупотребление правом.
56. Правая система: понятие, элементы, типы.
57. Соотношение внутригосударственного и международного права.
58. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
59. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции.
60. Современное правопонимание: основные концепции.
61. Общество и государство.
62. Понятие и признаки государства.
63. Суверенитет как признак государства.
64. Форма государства: понятие и элементы.
65. Форма правления и форма государственного устройства.
66. Государственный режим: понятие и виды.
67. Функции государства: понятие и классификация.
68. Механизм государства: понятие и структура.
69. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
70. Органы государства: понятие и признаки.
71. Правовое государство: понятие и признаки.
72. Типология государства.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Глобальные проблемы современности и возможности национально-правовых систем по их решению.
2. Изменение понятия государственного суверенитета.
3. Перспективы развития государственных систем.
4. Место и роль современного российского государства в глобальном мире.
5. Сущность и основные закономерности развития права в современных условиях.
6. Взаимодействие национальных правовых систем и правовых семей. Правовая интеграция.
7. Рецепция права в современном мире. Правовой империализм.
8. Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права.
9. Соотношение международного права и внутригосударственного права в современной России.
10. Дискуссионные проблемы определения норм права.
11. Правовой обычай, правовой прецедент и юридическая доктрина как форма права.
12. Нормативная роль юридической доктрины в современных правовых системах.
13. Право и государство: проблемы взаимодействия.
14. Правовые презумпции, правовые символы и правовые фикции.
15. Правовые привилегии и иммунитеты.
16. Проблемы злоупотребления гражданами субъективными правами.
17. Институт ограничения прав граждан по российскому законодательству (проблемы теории и практики реализации).
18. Проблемы современного правотворчества в России. Юридическая техника и юридическая стилистика.
19. Современные концепции правопонимания.
20. Правовая природа решений Конституционного суда РФ (вопросы теории и практики).
21. Коллизии в российском законодательстве и пути их устранения (проблемы теории и практики).
22. Правовая экспертиза российского законодательства (проблемы теории и практики реализации).
23. Правовые средства, правовые режимы, правовая политика.
24. Гарантии и система обеспечения законности (проблемы теории и практики).
25. Судебный прецедент и правовой обычай в современном российском праве (вопросы теории и практики).
26. Право и закон.
27. Правовой статус личности.
28. Правовые проблемы обеспечения прав человека и гражданина в России. Защита прав человека: понятие и формы.
29. Юридические конфликты при реализации норм права.
30. Государственная власть и правопорядок.
31. Государственная власть в российской правовой традиции.
32. Теоретико-правовые проблемы развития современного государства.
33. Государственная власть как особая разновидность власти.
34. Эволюция функций Российского государства.
35. Правовой контроль за соблюдением основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в практике различных государств.
36. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения.
37. Культурное наследование в правовой системе. Проблема рецепции права.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС АПТП для УП, К, УИП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина Е.Н., Холодов В.А. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комаров С.А. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 9-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Cайт кафедры теории и истории государства и права tigp.wordpress.com
Э4 Актуальные проблемы теории права: курс moodle: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7842 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7842
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Актуальные проблемы теории права» завершается зачетом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение периода изучения дисциплины.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется сту-дентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Рабо-ты подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обгова-ривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, рабо-та над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по дан-ному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию сту-дента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оце-ночных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от знания природы принципов права, их системы, иерархичности, обращения к материалам общей теории права и отраслевых юридических наук. Проверке подлежит содержание представленной студентом позиции, которую он должен защитить перед своими одногруппниками. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.