МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научно-педагогического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент, Тырина М.П

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы научно-педагогического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами компетенциями в области теоретико-практических проблем методологии, логики и методики научно-педагогического исследования;
овладение эмпирическими и теоретическими методами научно-педагогического исследования;
подготовка к работе над курсовыми и выпускными квалификационными работами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общую методологию научного замысла и общую схему организации научно-педагогического исследования;
структурные компоненты теоретического познания (проблема, гипотеза, теория);
этапы научно-исследовательской работы;
методы научно-педагогического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать тему научно-педагогического исследования;
ставить цели и задачи научно-педагогического исследования;
выделять объект и предмет научно-педагогического исследования;
формулировать гипотезу научно-педагогического исследования;
выбирать вид научно-педагогического исследования в соответствии с проблемой;
анализировать информацию;
осуществлять научный поиск.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме научно-педагогического исследования;
приемами смысловой обработки научного текста;
навыками выявления проблемных ситуаций в научном тексте;
правилами проведения диагностических процедур исследования личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-педагогическое исследование
1.1. Наука и научное исследование Лекции 5 1 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 5 2 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие метода и методологии научных исследований Лекции 5 1 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Философские и общенаучные методы научного исследования Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Частные и специальные методы научно-педагогического исследования Практические 5 1 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Соотношение педагогической науки и педагогической практики Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Метод эксперимента в научно-педагогическом исследовании Лабораторные 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Метод опроса: интервью Практические 5 1 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Методика педагогического исследования личности Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.10. Методика педагогического исследования личности Практические 5 2 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методологический аппарат магистерской диссертации
2.1. Проблема, тема, объект, предмет, гипотеза научно-педагогического исследования Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Цель, задачи и логика научно-педагогического исследования Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Актуальность, новизна, понятийный аппарат научно-педагогического исследования Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
2.4. Методологическая рефлексия исследователя педагога Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Научно-исследовательская работа студентов
3.1. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Организация процесса поведения исследования Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Структура магистерской диссертации Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Стиль научно-педагогического текста Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Выявление проблемных ситуаций в тексте Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.6. Приемы смыслового свертывания текста Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.7. Аннотирование и реферирование научных текстов Сам. работа 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.8. Научная рецензия Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.9. Оформление магистерской диссертации Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
3.10. Особенности подготовки и защиты магистерской диссертации Сам. работа 5 6 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4.
4.1. Зачет 5 4 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юдина О. И. Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Мудл "Основы научно-педагогического исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.