Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 63 | 90 | 63 | 90 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 171 | 144 | 171 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель курса: формирование у студентов целостного представления о способах оказания психологической помощи в ситуациях, требующих быстрого реагирования и характеризующихся как критические, экстремальные для жизнедеятельности человека; способствовать формированию у студентов представления о научной организации системы профессионального отбора лиц, поступающих на службу; содействовать в освоении умений и технологий осуществления профессионального психологического отбора лиц для службы в различных органах и структурах |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50 |
ПК-16 | способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности |
ПСК-5 | психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические и методические основы, технологии профессионального психологического отбора; организационно - правовые основы деятельности психологической службы; методы психологической поддержки и реабилитации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, получивших психические травмы; основы организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; принципы и способы эффективного взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять организационно - правовые основы деятельности психологической службы на практике; осуществлять организацию психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности в экстремальных условиях; составлять и использовать программы морально - психологического сопровождения и поддержки членов семей погибших сотрудников; реализовывать принципы эффективного взаимодействия со специалистами смежных профессий по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами диагностики, профилактики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приемами социально - психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и иных лиц, участвовавших в экстремальной деятельности; навыками профессионального взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, военными и иными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно - служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительнойдеятельности | ||||||
1.1. | Психолого-педагогическое обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов.Становление психологической службы в правоохранительных органах.Концептуальные основы функционирования психологической службы. | Лекции | 7 | 4 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.2. | Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в условиях террористического акта. Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чрезвычайной ситуации. | Лекции | 7 | 4 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.3. | Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы. Профессиональная деятельность психолога (с учетом специфики службы) | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.4. | Характеристика основных компонентов психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России. Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.5. | Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления.Профилактика синдрома профессионального выгорания. у специалистов экстремального профиля | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.6. | Особенности психолого-педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.7. | Психолого-педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб.Психологическая подготовка частных детективов и охранников | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.8. | Понятие профессионального отбора. Методы профессионального отбора (биографический, интервью, тестирование, проверка рекомендаций/сбор и анализ информации о кандидате). | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.9. | Подготовка по оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.10. | Профессиональное здоровье специалистов | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
1.11. | Достоверность и обоснованность методов отбора. Система профессионального отбора. Оценка и профессиональный отбор лиц, принимаемых на службу. Технологии профессионального отбора. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
Раздел 2. Психодиагностика и оптимизация работы с личным составом | ||||||
2.1. | Психология служебной дисциплины. Теоретические и методические основы профессионального психологического отбора. | Лекции | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.2. | Социально-психологическое изучение личности граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников органоввнутреннихдел | Лекции | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.3. | Основные требования, предъявляемые к кандидатам на службу, изучение их личности и прохождение испытательного срока. | Лекции | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.4. | Консультирование руководителей по результатам психологического обследования. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.5. | Опыт и проблемы организации профессионально-психологического отбора граждан, поступающих на службу в правоохранительные органы. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.6. | Психологическая подготовка подразделений специального назначения. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.7. | Профессиональный отбор кандидатов на службу в исправительные учреждения: социально-правовой и образовательный; медицинский (с учетом психиатрического аспекта); психологический и психофизиологический. Возможные ошибки при оценке кандидатов, принимаемых на службу | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.8. | Профессиональный психологический отбор. Цели и задачи профессионального психологического отбора. Основные этапы и методы профессионального психологического отбора: изучение документов кандидатов; тестирование и прогноз успешности практической деятельности; организация и проведение психодиагностического обследования. | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.9. | Нормативно-правовая регуляция деятельности психолога. Регламентация психологической помощи в Российской Федерации. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.10. | Основы теории права. Конституционное право. Административно-правовая ответственность. Финансовое право. Гражданское право. Трудовое право. Уголовно – процессуальное право. Уголовная ответственность. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.11. | Разработка программ морально -психологического сопровождения и профилактики профессиональной деформации субъектов служебной деятельности с учетом специфики региона | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.12. | Организация подбора и отбора лиц, принимаемых на службу в различные органы и структуры.Принципы подбора кадров.Профессиография в подборе персонала | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.13. | Методы исследования эмоциональной и волевой сферы личности. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.14. | Личное поручительство при поступлении, на правоохранительную службу.Психологические особенности профессиональной пригодности различных групп военных специалистов | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
2.15. | Порядок и условия поступления на службу в органы внутренних дел. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
Раздел 3. Психология предварительного следствия | ||||||
3.1. | Психология следователя и следственной деятельности.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения. | Лекции | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.2. | Психология допроса. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний | Лекции | 7 | 4 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.3. | Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.4. | Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.5. | Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой | Практические | 7 | 4 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.6. | Психология допроса свидетеля и потерпевшего | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.7. | Психология допроса подозреваемого и обвиняемого | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.8. | Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи | Практические | 7 | 2 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.9. | Психология следователя. Профессиональные качества следователя | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.10. | Психологические аспекты подготовки следователя к допросу | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.11. | Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних. Мотивация насильственных преступлений | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.12. | Методика и тактика допроса несовершеннолетних. Принципы составления протокола допроса | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
3.13. | Зачет | 7 | 0 | ПК-16, ПСК-5 | Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. | Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Рогозина Т. И. | Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Омская юридическая академия, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Ахмедшин Р. Л. | Юридическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Эль Контент, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Сухих А. В., Корытченкова Н. И. | Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.Ю. Лебедев, Ю.В. Лебедева | Психология формирования будущего юриста (Юридическая психология): учебное пособие | Издательство НГТУ, 2017 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Толочек В. А. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. | Юридическая психология: Учебник и практикум | М. : Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9 |
Л2.4 | Караяни А.Г. | ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Карманов Виталий Константинович | Первичная доврачебная медицинская помощь: Учебное пособие | Форум, 2015 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | Курс в Moodle «Введение в специальную подготовку специалистов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 4. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку специалистов» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование |