МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Генезис самоотношения личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Генезис самоотношения личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Зав. кафедрой профессор, д.псх.н. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Зав. кафедрой профессор, д.псх.н. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Комплексное рассмотрении факторов риска формирования негативного самоотношения личности в онтогенезе.
Задачи:
1. Теоретико-методологический анализ самоотношения в зарубежной и отечественной психологии.
2. Установить взаимосвязь психологического феномена и его внутренней структуры с другими психологическими феноменами (самосознание, самооценка, эмоции, потребности, психологические защиты, когнитивная сфера личности и пр.)
3. Рассмотреть онтогенеза социально - психологические факторы на разных этапах формирования негативного самоотношения и их последствия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-34 способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Взаимосвязи психологической системы самоотношения с другими психологическими и психическими системами, а также рисках в онтогенезе формирования аномальной структуры самоотношения и последствиях для личности.
Модели структуры самоотношения отечественных и зарубежных авторов и уметь анализировать частные случаи из практики в соответствии с избранной методологией
Функции самоотношения
Феноменологическое сходство и отличие самоотношения и самооценки личности, Типы родительского отношения и их влияние на формирование самоотношения личности ребенка
Факторы риска формирования негативного самоотношения в онтогенезе: родительская депривации, патогенез родов и пренатального развития, фрустрация потребностей на ранних этапах онтогенеза.
Методики исследования самоотношения
Алгоритмы оказания психологической помощи по коррекции самоотношения как фактора риска воспроизводства девиантного поведения молодежи

3.2.Уметь:
3.2.1.Дифференцировать с индивидуальном самоотчете клиента феномены, связанные с самооценкой, Я-образом и самоотношение клиента
Обосновать тенденции связи характера человека и структуры его самоотношения с особенностями когнитивной, мотивационной сферы, актуализированными психологическими защитами
Объяснить динамические и структурные изменения в самоотношении субъекта
Выделять ведущие и второстепенные модальности в индивидуальной и групповой структуре самоотношении
Выделять факторы риска формирования нестабильного, негативного самоотношения в онтогенезе как фактора риска воспроизводства девиантного поведения молодежи
Анализировать индивидуальный профиль личности по опросниками самоотношения Пантилеева С.Р., Столина С.С.
Составлять программу оказания психологической помощи по коррекции самоотношения с целью оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет, свободно и осмысленно оперирует понятиями базовыми понятиями курса: самоотношение, риск воспроизводства социальных девиаций, факторы риска формирования негативного самоотношения в онтогенезе: родительская депривации, патогенез родов и пренатального развития, фрустрация потребностей на ранних этапах онтогенеза и др.
Методиками исследования самоотношения
Навыками оказания психологической помощи индивиду и группе по коррекции как фактора риска воспроизводства девиантного поведения молодежи
самоотношения


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико - методологический анализ самоотношения.
1.1. Опыт теоретической разработки модели самоотношения и ее эмпирической валидизации Лекции 6 1 ПК-34 Л2.10, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Опыт теоретической разработки модели самоотношения и ее эмпирической валидизации Сам. работа 6 14 ПК-34 Л2.10, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Взаимосвязь психологический феноменов: самоотношение, самооценка и потребности личности Лекции 6 1 ОПК-1 Л2.4, Л2.10, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Взаимосвязь психологический феноменов: самоотношение, самооценка и потребности личности Сам. работа 6 14 ОПК-1 Л2.4, Л2.10, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Типы родительского отношения (РО) и их влияние на формирование самоотношения личности.
2.1. Типы, структура и функции родительского отношения. Факторы формирования Сам. работа 6 14 ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Роль отца и матери, замещающего родителя, супружеских отношений, структуры семьи в формировании самоотношения личности Сам. работа 6 14 ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.3, Л2.1, Л2.10, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Особые условия формирования самоотношения.
3.1. Компенсаторные возможности приемной семьи: дискуссия психологических школ Лекции 6 2 ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.3, Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Компенсаторные возможности приемной семьи: дискуссия психологических школ. Сам. работа 6 14 ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.3, Л2.4, Л2.7, Л2.1, Л2.9, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Соматические, этнопсихологические факторы формирования самоотношения. Сам. работа 6 14 ПК-34 Л2.4, Л2.8, Л2.5, Л2.11, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Формирование самоотношения в различные возрастные периоды.
4.1. Самоотношение в младенческом и детском возрасте Сам. работа 6 10 ПК-34, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.3, Л2.8, Л2.7, Л2.1, Л2.11, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.2. Самоотношение в подростковом и зрелом возрасте Сам. работа 6 10 ПК-34, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.3, Л2.8, Л2.7, Л2.1, Л2.11, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1
Раздел 5. Самоотношение и дезонтгенез личности.
5.1. Самоотношение в патогенезе невротических расстройств личности Сам. работа 6 14 ПК-12, ПК-34 Л2.8, Л2.5, Л2.1, Л2.12, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.2. Самоотношение в патогенезе невротических расстройств личности. Практические 6 2 ПК-12, ПК-34 Л2.1, Л2.12, Л2.11, Л1.2, Л1.3, Л1.1
5.3. Самоотношение в контексте риска воспроизводства социальных девиаций Сам. работа 6 14 ПК-12, ПК-34, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.4, Л2.8, Л2.7, Л2.1, Л2.12, Л2.11, Л2.2, Л2.9, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1
5.4. Самоотношение в контексте риска воспроизводства социальных девиаций Практические 6 2 ПК-12, ПК-34, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.4, Л2.8, Л2.7, Л2.1, Л2.12, Л2.11, Л2.2, Л2.9, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любимова, О. М. Психологические проблемы раннего онтогенеза личности: учеб. пособие : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/874
Л1.2 Селезнева, Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации : Директ-Медиа, 2015. biblioclub.ru
Л1.3 Талипова, О.А. Психологические особенности самоотношения как фактора психического развития проблемных подростков: Казань : Познание, 2009 biblioclub.ru
Л1.4 Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Москва : Издательский Дом «Городец», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Фурманов Психология депривированного ребенка: М.: ВЛАДОС, 2009
Л2.2 Ананьев, Борис Герасимович Избранные труды по психологии [под ред. Н. А. Логиновой; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров]. Развитие и воспитание личности.: СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007
Л2.3 Г. Г. Вербина Психология семьи: курс лекций Чебоксары: [ЧГУ], 2006
Л2.4 Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2009
Л2.5 Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для вузов Академия, 2009
Л2.6 Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 2011
Л2.7 О.А. Фиофанова Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012
Л2.8 Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников Девиантное поведение личности и группы: [учеб. пособие] СПб.: Питер, 2012
Л2.9 Прихожан А М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: СПб, 2007
Л2.10 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. : Питер, 2009
Л2.11 Е. Л. Доценко Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: СПб. : Речь, 2003
Л2.12 Бержере Ж. Патопсихология. Психоаналитический подход: теория и клиника: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle" Генезис самоотношения личности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://testoteka.narod.ru/int/0.html
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ,
поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. Особое внимание следует уделять разделам, посвященный теоретико-методологическим подходам к конструированию модли самоотношения. Как показывает опыт, эти темы представляются наиболее трудными для самостоятельного изучения студентом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература.
При работе со списком основной литературы и подготовкой доклада студенту рекомендуется:
• составить план материала,
• при изложении материала стремиться воспроизвести содержание простым и понятным языком, чтобы коллеги могли также «ощутить компетентность» по данному вопросу
• подготовить примеры «из жизни» для иллюстрации ключевых положений доклада
• время доклада или выступления – 5-6 минут
• после доклада предполагается время для уточнения возможных неточностей в изложении (вопросы задаются и студентами и преподавателем)
• Рекомендуется использование наглядности при изложении (таблицы, графики)
• Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

• Тестирование в учебном процессе используется в целях текущего, промежуточного контроля знаний студентов.
• Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.
• В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на занятии/консультации, предварительно сообщив об этом преподавателю.
• За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1балл.
• Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала. На тестирование отводится 60 минут.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

• Ознакомится со списком литературы по теме, связанной с выполнением задания
• Выписать и выучить термины, связанные с темой
• Выбрать и отсмотреть стимульный материал (фильм и пр.)
• Выбрать эпизоды, иллюстрирующие необходимые по заданию психологические феномены
• При наличии возможности обсудить свои предположения с партнерами
• Подготовить аргументы, почему тот или иной стимульный материал иллюстрирует заявленный психологические феномен. Подготовить ответ, с использованием специализированных терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
успешное прохождение промежуточной аттестации подразумевает наличие 3х компонентов за период изучения дисциплины.
1. Успешное прохождение теста (свыше 50% заданий)
2. Выполнение всех практических заданий.
3. Устный ответ при прохождении итоговой промежуточной аттестации.
Итоговая оценка выводится на основания факта наличия 1 и 2 компонента, качества ответа промежуточной аттестации, где возможна дифференциация оценки по 100 бальной шкале.