Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.06.01. Юриспруденция |
Направленность | Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_06_01_ТГП-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.
1.1. | Цель – содействие приобретению глубоких и упорядоченных теоретических знаний в области права, соответствующих требованиям кандидатского минимума по специальности 12.00.01 - «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве». Акцент делается на проблемных и актуальных вопросах истории правовых учений, что определяется особенностями подготовки специалистов соответствующего научного профиля. При этом внимание уделено наиболее общим чертам и характерным особенностям осмысления возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений на разных этапах развития человеческой мысли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
ОПК-1 | владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции |
ПК-1 | Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права |
ПК-2 | способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права |
ПК-3 | способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1: методологию научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции; ПК-1: правовые школы и используемую ими методологию, различные типологии правопонимания; ПК-2: алгоритм и особенности процесса исследования права, виды исследований в области права; ПК-3:содержательные и формальные требования, предъявляемые к оригинальным исследованиям, заслуживающим публикации на международном и национальном уровне, в области истории учений о праве и государстве; УК-2: понятие, виды и особенности комплексных исследований, методы их проектирования и осуществления, критерии целостного системного научного мировоззрения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1: пользоваться научно-исследовательским инструментарием в области права, в области истории учений о праве и государстве; ПК-1: различать воззрения на право и государства, характерные для разных типов правопонимания; ПК-2: осуществлять планирование, разработку, реализацию и корректировку процесс исследования права в рамках индивидуальной и совместной работы; ПК-3: осуществлять исследования, заслуживающие публикации на международном и национальном уровне; УК-2: проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-1: владеть методами, инструментами и технологией научно-исследовательской деятельности в различных областях юридической науки; ПК-1: навыками анализа различных государственных и правовых явлений в рамках методологии, предлагаемой различными типами правопонимания; ПК-2: навыками планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса исследования права; ПК-3: навыками осуществления оригинальных исследований в расширении границ области изучения права применительно к истории политических и правовых учений; УК-2: навыками проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История политических и правовых учений зарубежных стран | ||||||
1.1. | История политических и правовых учений как область научных знаний | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | История политических и правовых учений как область научных знаний | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | История политических и правовых учений как область научных знаний | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Политико-правовые учения Древнего Востока | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Зарождение христианской политико-правовой мысль и ее развитие в средневековой Европе | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Мусульманская политико-правовая мысль (Арабский Восток) | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Политико-правовые учения европейского Возрождения и Просвещения | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Политико-правовые учения конца XVIII–XIX вв. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Западная политико-правовая мысль XX в.: основные векторы развития | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История политических и правовых учений России | ||||||
2.1. | Развитие русской политико-правовой мысли в XI XVII вв. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Развитие русской политико-правовой мысли в XI XVII вв. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Развитие русской политико-правовой мысли в XI XVII вв. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Политико-правовые учения в России XVIII – начала ХХ в. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Политико-правовые учения в России XVIII – начала ХХ в. | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Развитие политико-правовой мысли в России в XX в. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История политических и правовых учений как наука, ее предмет. 2. Методология истории политико-правовых учений. 3. Особенности политико-правовых воззрений в цивилизациях Древнего Востока. 4. Правовые и политические идеи в Древней Индии. 5. Правовые и политические учения в Древнем Китае. 6. Особенности античной политико-правовой мысли. Основные представители античной политико-правовой мысли. 7. Платон о праве и государстве. 8. Аристотель о праве и государстве. 9. Цицерон о праве и государстве. 10. Общее учение о праве римских юристов. 11. Политико-правовая проблематика в раннем христианстве. 12. Теологическая картина мира в Средние века и особенности политико-правовых учений этой эпохи. 11. Фома Аквинский и его концепция права и государства. 12. Учения о государстве и праве в православии и католицизме (сравнительная характери-стика). Симфония властей и теория «двух мечей». 13. Государственно-правовые идеи ислама: история и современность. 14. Политико-правовые идеи Реформации в Германии. 15. Теория естественного права в новоевропейской политико-правовой мысли. 16. Теория разделения властей. 17. Политико-правовые идеи социализма XV-XIX вв. 18. Философия права Гегеля. 19. Зарождение конституционализма. 20. Историческая школа права. 21. Юридический позитивизм. 22. К. Маркс о государстве и праве. 23. Правовая концепция Р. Иеринга. 24. Либерализм о праве и государстве. 25. Теория Г. Кельзена. 26. Возрожденное естественное право. 27. Социологическая юриспруденция. 28. Теория элитарного государства в ХХ в. 29. Политико-правовая доктрина национал-социализма. 30. Технократические концепции государства и права в ХХ в. 31. Политико-правовые воззрения Киевской Руси. 32. Политико-правовые учения эпохи централизации русского государства. 33. Российские политико-правовые учения XVIII – начала ХХ в. 34. Политико-правовые взгляды декабристов. 35. Политико-правовые концепции западников и славянофилов. 36. Политико-правовая доктрина М.М. Сперанского. 37. Политико-правовая идеология большевизма. 38. Психологическая теория права Л. Петражицкого. 39. Взгляды русских анархистов на государство и право. 40. Политико-правовая доктрина евразийцев. 41. Философия права и государства В.С. Соловьева. 42. Теория права и правосознания И.А. Ильина. 43. Теория «народной монархии» И.Л. Солоневича. 44. Отечественная политико-правовая мысль советского периода. 45. Политико-правовая мысль русского зарубежья в ХХ в. 46. Политико-правовые взгляды А. Солженицына и А. Сахарова: сравнительная характеристика. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Конфуцианство как политико-правовое учение (история и современность). 2. Древнеиндийская политико-правовая мысль. 3. Естественное право в античной политико-правовой мысли. 4. Платон о государстве и праве. 5. Политико-правовая доктрина Аристотеля. 6. Общее учение о праве римских юристов. 7. Учения о государстве и праве в православии и католицизме (сравнительная характери-стика). 8. Государственно-правовые идеи ислама: история и современность. 9. Политико-правовые идеи Реформации в Германии. 10. Теория естественного права в буржуазной политико-правовой мысли. 11. Политико-правовые идеи социализма XV-XIX вв. 12. Договорная теория происхождения государства во взглядах английских и голландских мыслителей XVII-XVIII вв. 13. Политико-правовая доктрина Ж.Ж. Руссо. 14. Политико-правовые идеи США в период войны за независимость. 15. Политико-правовые идеи и основы либерализма XIX в. 16. К. Маркс о государстве и праве. 17. Политико-правовая доктрина национал-социализма. 18. Нормативистское и социологическое направления в юриспруденции в XX вв. 19. Философия права Гегеля. 20. Политико-правовые взгляды декабристов. 21. Политико-правовые концепции западников и славянофилов. 22. Политико-правовая доктрина М.М. Сперанского. 23. Политико-правовая идеология большевизма. 24. Психологическая теория права Л. Петражицкого. 25. Взгляды русских анархистов на государство и право. 26. Политико-правовая доктрина евразийцев. 27. Философия права и государства В.С. Соловьева. 28. Теория права и правосознания И.А. Ильина. 29. Теория «народной монархии» И.Л. Солоневича. 30. Технократические концепции государства и права в ХХ в. 31. Политико-правовые взгляды М. Ганди. 32. Теория элитарного государства в ХХ в. 33. М. Вебер о формах легитимации государственной власти. 34. Политико-правовые взгляды А. Солженицына и А. Сахарова (сравнительная характе-ристика). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев | История политических и правовых учений: Учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чичерин Б.Н. | Политические мыслители древнего и нового мира: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт Институт государства и права Российской академии наук http://www.igpran.ru/ | |||
Э2 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com | |||
Э3 | История политических и правовых учений: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3771 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ. На лекциях даются основополагающие положения истории политических и правовых учений, главное внимание сосредоточивается на раскрытии наиболее сложных и узловых проблем курса. Закрепление и углубление материала прочитанных лекций осуществляется аспирантами самостоятельно на основе рекомендуемой литературы. Семинарские занятия проводятся по темам, имеющим большое теоретическое и практическое значение. Они предназначены для развития и закрепления теоретических и практических знаний обучающихся по конкретному разделу курса, формирования у них юридического мышления, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. В ходе семинарских занятий может осуществляться письменный контроль знаний обучающихся. Согласно учебному плану, изучение дисциплины «История политических и правовых учений» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «История политических и правовых учений» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Знания, продемонстрированные на зачете, оцениваются по бинарной шкале «зачтено/не зачтено». |