МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История (история России, всеобщая история)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История (история России, всеобщая история)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять информационно-поисковую деятельность применитльно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами критического анализа исторической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в курс «История»
1.1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Основные подходы к изучению истории человечества Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Истоки и основные типы цивилизаций в древности и средневековья
2.1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
2.2. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
2.3. Культура Древнего Египта Практические 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.2
2.4. Культура Древнего Рима Практические 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Культура средневековой Японии Практические 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Цивилизация Древней Руси Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Расцвет Древнерусского государства. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. «Монголо-татарское иго» Практические 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение русских земель и создание единого государства в XIV-XV вв. Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Культура эпохи Возрождения Практические 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
5.2. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке Россия и мир в XIX в. Лекции 1 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 1 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Сам. работа 1 5 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Развитие России второй в XIX века Сам. работа 1 8 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
7.2. Развитие России в первой половине XX века Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2
7.3. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Практические 1 4 УК-5 Л2.1, Л1.2
7.4. Развитие России в второй половине XX века Лекции 1 2 УК-5 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения.
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторических источников.
Методология и теория исторической науки.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Основные подходы к изучению истории человечества.
Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций.
Древние восточные цивилизации.
Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.
Средневековье как этап всемирной истории.
Основные цивилизационные регионы.
Место России в мировой цивилизации.
Различные версии о прародине славян.
Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность.
Общественное устройство и зарождение государства.
Норманнская и антинорманская теории образования государства.
Деятельность первых русских князей.
Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями.
Правление Владимира Крестителя.
Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности.
«Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества.
Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече.
Правление Владимира Мономаха.
Причины и последствия политической раздробленности.
Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв.
Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв.
Языческие верования восточных славян.
Крещение Руси.
Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы.
Памятники художественной культуры Киевской Руси.
Монголо-татарское завоевание русских княжеств.
Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в.
Монголо-татарское иго: формы проявления.
Возвышение Московского княжества в XIII в.
Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.
Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры.
Правление Ивана III: формирование централизованного государства.
Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв.
Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.
Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
Архитектура XIV – XVI вв.
Иконопись XIV – XVI вв.
Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
«Американское чудо» — путь США к мировому лидерству.
Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе.Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
Реформы самоуправления.
Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество.
Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
Внутренняя политика Александра III.
Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
Социально-экономическое развитие в пореформенной России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестный автор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”.
Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен комплектом тестовых вопросов и заданий к лекциям и семинарским заданиям, которые представлены на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2135 и в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колокольцева, Наталья Юрьевна; Пожарская, Ксения Александровна Учебная программа курса "История": для бакалавров непрофильных направлений подготовки: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: www.hist.msu.ru
Э2 Всемирная история: historic.ru
Э3 Всемирная история: www.world-history.ru
Э4 Интернет-библиотека Гумер: www.gumer.info
Э5 История государства: statehistory.ru
Э6 История России: www.historymffl.com
Э7 Книжная поисковая система: www.ebdb.ru
Э8 Материалы по русской истории: www.magister.msk.ru
Э9 Мировая цифровая библиотека: www.wdl.org
Э10 Мир истории: gpw.tellur.ru
Э11 Музеи России: www.museum.ru
Э12 Отечественная история: www.lants.tellur.ru
Э13 Поиск электронных книг: www.poiskknig.ru
Э14 Сайт Российской национальной библиотеки: www.nlr.ru
Э15 Утерянная империя: lost-empire.ru
Э16 Хронос: www.hrono.ru
Э17 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: www.histerl.ru
Э18 Электронный журнал «Родина»: istrodina.com
Э19 История для студентов МИЭМИС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оснащенность учебного процесса программными продуктами (компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские компьютерные классы)

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1 Microsoft Office Professional 2003 1991936
2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616
3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402
4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L
5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780
6 IBM SPSS Statistics 20 S120504
7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки
8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 20 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачет. единиц.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий и часа самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении периодического контроля путем решения тестов, представленных на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2135. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания.
Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемой дисциплины, формирование осведомленности о современном состоянии науки и заключается в подготовке к практическим занятиям. Критерием оценивания самостоятельной работы студента является оценивание его ответа на практическом занятии.
Текущий контроль формирования компетенций и самостоятельной работы осуществляется посредством практических заданий на практическом занятии.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме итогового теста, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, или устного зачета.