Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 24 | 14 | 24 |
Практические | 14 | 24 | 14 | 24 |
Сам. работа | 44 | 24 | 44 | 24 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04 |
ПК-3 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-7 | способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3: основные принципы историографического анализа, алгоритмы построения научных рецензий, отзывов и историографических очерков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода. ПК-5: основные отечественные историографические подходы к определению места человека в историческом процессе и его роли в политической организации общества, взгляды на проблему насилия в истории, представленные российскими историками различных временных отрезков. ПК-7: основные этапы и вехи эволюции отечественной исторической мысли, ведущие отечественные теоретико-методологические и историографические школы, их идейно-смысловые постулаты; важнейшие исторические, историко-философские и историко-религиозные концепции, разработанные в отечественной исторической и социальной среде в IX – начале XXI в. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3: рационально применять категориально-терминологический аппарат дисциплины в учебно-образовательной деятельности и научно-исследовательской практике; создавать историографические тексты (статьи, рецензии, отзывы), осуществлять историографические и историософские исследования. ПК-5: анализировать идейно-политические, социокультурные и индивидуально-личностные факторы динамики истории отечественной исторической мысли; использовать фундаментальные и прикладные знания в области истории отечественной исторической науки для разработки учебно-образовательных и просветительских программ; выделять предпосылки, последовательно, аргументировано и ясно выстраивать свой взгляд на историю отечественной исторической науки как на важную часть исторического прошлого и истории страны. ПК-7: анализировать методологическое оснащение отечественных историков, историографических школ и направлений в широком хронологическом промежутке с древнейших времен до наших дней; обобщать познавательные моменты в творчестве ученых, продвигающих историческое знание для своего времени; в сопоставлении с предшествующими этапами развития науки выделять аспекты, методологические установки и концепты в творчестве ученых, как дискредитированные и опровергнутые современной историографией, так и сохраняющие для нее принципиальное значение. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3: культурой исторического мышления; способностью к сложноструктурному обобщению и системному анализу отечественных историографических источников различных периодов; способностью к восприятию и обработки новой историографической информации, к постановке исследовательской цели в историографическом исследовании и выбору путей её достижения. ПК-5: навыками обозначения и отстаивания в обществе уважения к истории и традициям нашей страны, принципов патриотизма, прав и свобод человека, демократических норм общественной жизни; способностью определять роль насильственных/ненасильственных факторов в динамике отечественной исторической мысли и ведущих историографических концепциях отечественных историков. ПК-7: навыками репрезентации концептуальных положений известных отечественных историографических школ, способностью их критического сопоставления и формулировки прогноза историографической ситуации на ближайший период развития отечественной исторической науки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс. Предмет историографии как одной из исторических дисциплин. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями.Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до XVIII в.). | ||||||
1.1. | Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.2. | Предмет историографии как науки, ее место в системе исторических наук и значение изучения. Методология исторической науки: теория и метод. История развития и смены методологических принципов познания прошлого. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
1.3. | Теоретико-методологические проблемы истории исторической науки. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 2. Превращение исторических знаний в науку. Историческая наука периода рационализма и просветительства.Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. | ||||||
2.1. | Исторические взгляды М.В. Ломоносова. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.2. | Исторические взгляды М.В. Ломоносова. | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.3. | Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
2.4. | Творчество Н.М. Карамзина как итог достижений русской исторической науки XVIII в. и начало ее нового этапа. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Развитие русской исторической науки на стадии господства методологии романтизма, немецкой классической философии и позитивизма (вторая половина 20-х – начало 90-х гг. XIX в.). | ||||||
3.1. | С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | С.М. Соловьев – выдающийся историк XIX в. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | В.О. Ключевский – выдающийся историк пореформенного периода и начала XX в. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Государственная школа о путях и факторах развития истории России | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.5. | Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.6. | Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.7. | Создание Н.Я. Данилевским оригинальной историко-философской концепции культурно-исторических типов. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.8. | Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.9. | В.И. Ленин о методологии исторического познания. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Историческая наука начала XX в. в условиях поиска новых теорий познания. | ||||||
4.1. | Творчество П.Н. Милюкова. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Исследования Н.П. Павлова-Сильванского. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Исторические взгляды П.Н. Милюкова и Н.П. Павлова-Сильванского | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
4.4. | Исторические взгляды Н.А. Рожкова. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Историческая наука в советское время (1917 г. – начало 1990-х гг.). | ||||||
5.1. | Особенности и основные периоды развития исторической науки в советское время. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.2. | Идеологические и организационные воздействия на отечественную историческую науку в первые годы после Октябрьской революции | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.3. | Идеологизация в совесткой исторической науке на примере "Краткого курса истории ВКП(б)" | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.4. | Историческая наука с середины 1950-х до начала 1990-х гг. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.5. | Место советской исторической науки в общем ходе эволюции российской науки. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 6. Российская историческая наука в постсоветский период. | ||||||
6.1. | Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
6.2. | Методологическое обновление науки. Структура современной исторической науки | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
6.3. | Ведущие школы и направления современной отечественной историографии | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ к зачету 1. Предметно-целевая область и методология историографии отечественной истории. Проблема историографического факта и историографического источника 2. Этапы становления и развития историографии как научной дисциплины 3. Место историографии среди исторических дисциплин и ее соотношение с социально-гуманитарными науками. Принципы, подходы и компоненты историографического анализа 4. Общая методологическая характеристика современного этапа развития отечественной исторической науки 5. Методологические принципы исторического и историографического анализа. Методы историографии как науки 6. «Начало русской историографии» - историческая литература Киевской Руси и периода феодальной раздробленности 7. Генезис идеи единого русского государства в памятниках исторической мысли XV – XVI вв. 8. Историческая мысль XVII в. 9. Политические, социально-культурные и гносеологические предпосылки рационализации исторической мысли. Исторические труды первой четверти XVIII в. 10. Петр I как «отец имперской истории» 11. Историческая концепция В.Н. Татищева 12. Исторические концепции М.М. Щербатова и И.Н. Болтина 13. «Купеческие» историки: М.Д. Чулков, И.И. Голиков, П.И. Рычков 14. Теоретико-методологические взгляды Н.М. Карамзина. Н.М. Карамзин – «певец государства Российского» 15. Проблема романтизма в отечественной исторической науке 16. «Критическое» направление в отечественной исторической науке 17. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 18. Организационная деятельность М.В. Ломоносова и иностранных историков (Г.Ф. Миллера, Г.З. Байера и др.) по развитию отечественной исторической науки. Роль и значение М.В. Ломоносова в развитии отечественной исторической науки, образ М.В. Ломоносова в дореволюционных и современных исторических работах 19. Историческая концепция генезиса Российской государственности в трудах М.В. Ломоносова (по «Краткому российскому летописцу» и «Древней российской истории от начала российского народа…»): оценка древнейшего периода истории России вплоть до смерти Ярослава Мудрого 20. Проблема оценки личности Петра I в работах М.В. Ломоносова (по «Описанию стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» и «Слову похвальному блаженныя памяти государю императору Петру Великому») 21. Специфика теоретико-методологических позиций С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Теория колонизации как важнейший фактор развития истории России 22. Становление «государственных» подходов в творчестве С.М. Соловьева. Оценка С.М. Соловьевым основных событий истории России 23. В.О. Ключевский о наиболее значимых явлениях истории России 24. Особенности отражения в творчестве декабристов факторов исторического развития и проблем государственного строя с древности и вплоть до начала XIX в. 25. Историко-юридическое направление в отечественной дореволюционной историографии 26. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского: неокантианство (кантианская традиция) или что-то большее? 27. Общие основания методологии и конкретно-исторические взгляды П.Н. Милюкова. 28. Н.П. Павлов-Сильванский – «отец феодализма на Руси». Трактовка историком содержательной сущности феодализма и основных движущих сил исторического процесса 29. Исторические взгляды В.И. Ленина 30. «Первый советский историк» - М.Н. Покровский 31. Причины мощного системного идеологического воздействия государственной власти на историческую науку в первые годы после Октябрьской революции 32. Изменение структуры высшего исторического и обществоведческого образования в первые годы после прихода к власти большевиков 33. Место и роль ВКП(б) в истории российского и советского государства в изложении «Краткого курса истории ВКП(б)». Предыстория создания учебника 34. Оценка «Кратким курсом истории ВКП(б)» тенденций и основ социально-экономического и общественно-политического развития России пореформенного периода 35. Институты Красной профессуры как явление отечественной исторической мысли 36. «Дело Платонова» и судьба школы М.Н. Покровского 37. Дискуссии о феодализме в отечественной исторической науке 20-х – начала 30-х гг. как отражение становления в России марксистской исторической науки 38. Отечественная историческая наука в годы ВОВ 39. Отечественная историография в первые годы после ВОВ 40. Советские историки-крестьяноведы о сущности социально-экономических процессов эпохи феодализма (на примере уральских и сибирских историков) 41. Математическое моделирование исторических процессов в советской исторической науке 42. Уральская «модернизационная школа» и теория модернизации как универсальная идея исторического развития 43. Современная историческая урбанистика: основные теоретические постулаты и специфика исследований 44. Организационная структура современной отечественной исторической науки |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. «Нельзя сказать, чтобы российская историческая литература страдала бедностью книг и статей; но сравнительно немногие из них написаны с ясным осознанием научных требования и потребностей... Очень часто писатель, набегом, подобно крымцу старых времен, налетавший на русскую историческую жизнь, с трех слов уже судит и рядит о ней; едва принявшись за изучение факта, спешит составить теорию, особенно если дело касается так называемой истории народа. Отсюда у нас больше любят кольнуть исторический вопрос, чем решить его, обследовав тщательно. Отсюда в нашей историографии больше взглядов, чем научно обоснованных фактов, более доктрин, чем дисциплины». (В.О. Ключевский) 2. «Священная история это вовсе не поток, а совокупность моментов, в которых провидению угодно было “раскрыть” божественный смысл исторических судеб человечества. Иначе говоря, речь идет об одной единственной человеческой истории, но которая, во-первых развертывается в двух планах: в смысловом (в сфере небесной) и в событийном (“деяния”) и, во-вторых, состоит из двух родов принципиально отличных деяний - человеческих и “божественных” (хотя и над первыми - “воля божья” - вечно витающая и проявляющая себя сила)». (М.А. Барг) 3. «Методологический кризис, составляющий неотъемлемый компонент историографической революции, рельефно выражающий ее идейно-теоретическую неравномерность и разнонаправленность вместе с тем скрывает за сумятицей методологических приоритетов и исследовательских практик определенную логику развития исторической мысли». (Б.Г. Могильницкий) 4. «Деятельность М.Н. Покровского значительно способствовала тому, что в историческое изображение прошлого вводятся злободневные, чисто партийные мотивы и лозунги. Историческая наука превращается в служанку политики». (А.А. Кизеветтер) 5. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев). Темы рефератов 1. Основные методические приемы написания рецензии 2. Междисциплинарные школы и научные подходы в новейшей отечественной историографии 3. Тенденции развития исторической мысли XVII в. 4. М.К. Любавский: недооцененный историк «государственной» школы 5. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в советский период 6. Марксистская и немарксистская историческая наука: проблемы определения и классификации 7. Борьба тенденций в отечественной исторической мысли 20-х-30-х гг. XX в. 8. Проблема романтизма в отечественной исторической науке 9. Становление научного соперничества «московской» и «петербургской» школ в отечественной историографии 10. Дискуссии об азиатском способе производства в отечественной науке 11. Предпосылки развития исторической мысли в России в первой четверти XVIII в. 12. Особенности просветительской тенденции в отечественной историографии 13. Рационализм и идеализм в отечественной исторической мысли: вечная борьба двух противоположностей 14. Организационная структура отечественной исторической науки в советский период 15. Школьные и вузовские исторические учебники XX в.: между идеологией и фактами 16. Монархическая идея в отечественной историографии 17. Образы русских историков в художественной литературе 18. Проблема своеобразия исторического пути России в русской историографии 19. Русские историки рубежа ХIХ-ХХ веков о своем времени и о судьбах России 20. Популяризация научного исторического знания как социальная функция исторической науки 21. Традиция популяризации исторического знания в дореволюционной отечественной науке 22. Н.М. Карамзин и его влияние на развитие отечественной культуры. Научное и художественное в творчестве Н.М. Карамзина 23. Славянофильская концепция истории России 24. История России в концепции К.Д. Кавелина 25. «Запад» и «Восток» в концепции истории России В.О. Ключевского 26. Концепция русской культуры В.О. Ключевского 27. В.О. Ключевский: портреты российских самодержцев 28. Проблемы методологии истории на рубеже Х1Х-ХХ вв. 29. Учебники по русской истории С.Ф. Платонова в социокультурном пространстве России на рубеже XIX-XX веков 30. Национальная научная традиция и ее осмысление в трудах В.И. Вернадского, А.С. Лаппо-Данилевского, Н.И. Кареева. 31. А.С. Лаппо-Данилевский как историк науки и культуры и его роль в организации отечественной исторической науки 32. П.Н. Милюков: творческая судьба и политическая карьера 33. П.Н. Милюков об истории советского общества (эмиграционный период творчества) 34. «Легальный марксизм» в русской историографии (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский) 35. Концепция истории Н.А. Бердяева 36. Социальный заказ и невостребованная историческая наука (писали ли советские историки «в стол»?) 37. История и идеология: проблема взаимосвязи в практике послере-волюционного десятилетия 38. «Русские евразийцы» в исторической науке ХХ века (С.П. Мельгунов, Г.В. Вернадский и др.) 39. Кампания борьбы с «космополитизм |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Наумова Г.Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Ч.2: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | М.Ф. Румянцева, Л.Б. Сукина | Основы теории исторического знания : : учебное пособие | УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454376 |
Л1.3 | Наумова, Г. Р. | История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лаппо-Данилевский, А.С. | Методология истории: | М. : Издательский дом «Территория будущего», , 2006 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Репина Л.П. | История исторического знания: учеб. пособие | М. : Изд-во Юрайт, , 2017 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "История отечественной исторической науки" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html Электронный фонд Российской национальной библиотеки. Режим доступа: http://leb.nlr.ru/ Электронная библиотека Государственной публичной библиотеки. Режим доступа: www. shpl.ru Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «История отечественной исторической науки» нацелен на формирование целостных и устойчивых представлений относительно закономерностей возникновения и развития отечественной исторической науки во взаимосвязи с мировой исторической наукой, а также способности к оценке состояния и текущих задач российской исторической науки на современном этапе ее функционирования и адекватного применения полученных знаний в научно-исследовательской работе. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 2 ЗЕТА/ 72 часа. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа. Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл. Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов). Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы. Технические требования к рефератам. Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам. Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты развития и функционирования отечественной исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 15 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 30 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий. |