МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Нехвядович Л.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Нехвядович Л.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются:рассмотрение культуры и межкультурного взаимодействия в истории и соврменности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов
основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики.
применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития.
анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии
основными коммуникативными практиками, в т.ч. Культурой речи и культурой делового общения
основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Общие представления о культуре. Практические 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Общие представления о культуре. Сам. работа 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Научный статус культурологии Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Научный статус культурологии Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Научный статус культурологии Сам. работа 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Структура культуры Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Структура культуры Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Структура культуры Сам. работа 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Функции культуры Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Функции культуры Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Функции культуры Сам. работа 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Культурные ценности Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Культурные ценности Практические 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Культурные ценности Сам. работа 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Культурные нормы Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.17. Культурные нормы Сам. работа 5 7 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.18. Типология культур Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.19. Типология культур Сам. работа 5 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.20. Динамика культуры Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.21. Динамика культуры Сам. работа 5 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.22. Динамика культуры Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.23. Культура и личность. Культура и общество Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.24. Культура и личность. Культура и общество Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.25. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 5 6 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.26. Зачёт по дисциплине Экзамен 5 27 УК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС КиМв СМ 09.03.03.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF/kulturologiya#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
Л2.2 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskaya-kulturologiya-427422
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Флогистон www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 Учебники, монографии по социологии www.socioline.ru/node/842
Э3 Академик www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 Почепцов Г.Г. Книги онлайн http://www.koob.ru/pochepcov/
Э5 Культурология https://kultyres.ru/
Э6 Электронный курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7640
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.