МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление изменениями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 59 66 59
Итого 108 101 108 101

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю,

Рабочая программа дисциплины
Управление изменениями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование системы знаний базовых положений современной теории управления изменениями в организации, формирование умений и выработка навыков их применения в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-27 способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины, необходимые для понимания курса "управление изменениями"
причины и виды организационных изменений
модели управления организационными изменениями
изменения в жизненном цикле организации
управление изменениями в организационном поведении
изменения в организационной структуре и в организационной культуре организации
изменения в управлении бизнес-процессами
методы проектирования организационных структур
основы разработки стратегии управления изменениями
способы оценки эффективности организационных изменений

3.2.Уметь:
3.2.1.применить на практике полученные знания теории управления организационными изменениями
планировать и осуществлять мероприятия по проведению организационных изменений
разрабатывать стратегию изменений
проектировать изменения организационной структуры
распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний и умений в практической деятельности
навыками принятия управленческих решений в области проведения организационных изменений
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы управления организационными изменениями. Инструменты и методы в управлении изменениями
1.1. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Понятие,содержание и классификация организационных изменений. Причины организационных изменений Сам. работа 7 4 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Модели управления изменениями: понятие, виды, особенности реализации, достоинства и недостатки Сам. работа 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Организационные изменения в жизненном цикле компаний. Модели жизненного цикла. Сам. работа 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.11. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.12. Моделирование и проектирование организационных изменений. Разработка стратегии изменений. Сам. работа 7 4 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.13. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.14. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.15. Реинжиниринг бизнес-процессов и организационнрое развитие Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.16. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.17. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.18. Эффективность организационных изменений: понятие, факторы и критерии оценки Сам. работа 7 5 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Области осуществления организационных изменений
2.1. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Управление изменениями организационной структуры. Этапы проведения изменений. Оценка эффективности измненеий Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Преобразование организационной культуры.Диагностика и измерение организационной культуры. Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.9. Стратегия изменений.Виды стратегии изменений. Этапы разработки стратегии изменений. менений. Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.10. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Лекции 7 0 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.11. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.12. Управление изменениями в организационном поведении. Сопротивление изменениям. Методы преодоления сопротивления изменениям и вовлечение персонала в изменения. Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.13. Преобразование системы управления организацией Лекции 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.14. Преобразование системы управления организацией Практические 7 2 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.15. Преобразование системы управления организацией Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.16. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Лекции 7 0 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.17. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Практические 7 0 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.18. Разработка и реализация программ и проектов организационно-управленческих нововведений Сам. работа 7 6 ПК-27 Л2.4, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коротков Э.М., Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Спивак В.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаймиева Э.Ш. Управление изменениями: учебное пособие Казань: Познание, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Шеремет М.А. Управление изменениями: учебное пособие М.: Издательский дом "Дело", 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л2.4 Кожевина О.В. Управление изменениями: учебное пособие ИНФРА-М, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс] Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс] Электронное издание журнала "Эффективное антикризисное управление": http://www.e-c-m.ru/ Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом":http://www.mevriz.ru/ Электронно-библиотечная система Издательства "Лань": http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle «Управление изменениями» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.