МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы технического регулирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы технического регулирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения является освоение знаний, приобретение умений и формирование компетенций в области технического регулирования для обеспечении безопасности и качества продукции.
Задачи дисциплины:
дать обучаемым необходимый объем теоретических и практических навыков, которые позволят:
- анализировать процессы, определять этапы, применять методы и реализовывать техническое регулирование на практике;
- разрабатывать нормативные документы, стратегии технического регулирования в соответствии с нормативными документами;
- осуществлять техническое регулирование в процессе менеджмента на фирме применять требования нормативных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять инструменты управления качеством
ПК-9 способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. основные положения технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия и метрологии в целях управления качеством;
принципы и методы разработки и правила применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять инструменты управления качеством для решения задач в области повышения и управления качеством;
использовать стандарты и другую нормативно-техническую документацию для регулирования и совершенствования технологических процессов;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами инструментального анализа в области регулирования и управления производства.
правилами разработки, принятия и утверждения документации по созданию системы обеспечения качества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническое регулирование
1.1. Система технического регулирования на территории Таможенного Союза Практические 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Изучение структуры и содержания ТР Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Порядок разработки, утверждения и введения технических регламетов Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Современные направления технического регулирования Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Принципы технического регулирования Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Стандартизация
2.1. Национальная система стандартизации Российской Федерации Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Основные международные и региональные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, ЕОК и др.): цели деятельности; объекты стандартизации; организационная структура Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Система технического регулирования технического регулирования Лекции 6 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Изучение категорий и видов стандартов Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Международная стандартизация. Международные и региональные организации по стандартизации Сам. работа 6 5 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Изучение международных стандартов на системы менеджмента качества Практические 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Межгосудартвенная стандартизация Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Технические комитеты: их статус, порядок создания и деятельности. Сам. работа 6 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Информационное обеспечение стандартизации Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Метрология
3.1. Национальная система обеспечения единства измерений Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Основы технических измерений Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Решение ситуационных задач по применению международных и национальных единиц измерений Практические 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Метрологическая деятельность в области обеспечения единства измерений Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Подтверждение соответствия
4.1. Подтверждение соответсвия Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Правила оценки и подтверждения соотвествия Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Формы подтверждения соотвествия Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Системы сертификации Практические 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Аккредитация в сфере подтверждения соответствия Сам. работа 6 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Аккредидация в сфере подтверждения соотвествия Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Подтвержджение соотвествия на территории Таможенного Союза Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Деловая игра "Подтверждение соответствия" Практические 6 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.9. Изучение критереев подтверждения соотвествия Сам. работа 6 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.Г. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. МЕТРОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сергеев А.Г., Терегеря В.В. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Радкевич Я. М., Схиртладзе А. Г. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. СЕРТИФИКАЦИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. МЕТРОЛОГИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. – сайт российского союза промышленников и предпринимателей www.rgtr.ru
Э2 2. – сайт федерального агентства по техническому регулированию www.gost.ru
Э3 3. – сайт министерства промышленности и торговли РФ www.minpromtorg.gov.ru
Э4 4. – информационный портал технических комитетов www.tk.gost.ru
Э5 5. – информационный портал по стандартизации www.standart.gost.ru
Э6 6. – информационный портал по международной стандартизации www.iso.gost.ru
Э7 7. – новости технического регулирования www.techreglament.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.