МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление изменениями и развитием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономика и управление в организациях
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_01_ЭиУО-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление изменениями и развитием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование системы знаний базовых положений современной теории управления изменениями в организации, и выработка навыков ее иприменения в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности
ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины, необходимые для понимания курса
инструменты и методы управления организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
направления изменений в рамках процесса организационного развития
концепции организационного развития
основы разработки и реализации программ организационного развития и изменений
различные источники информации для проведения экономических расчетов
3.2.Уметь:
3.2.1.применить на практике полученные знания теории управления организационными изменениями и развитием
планировать и осуществлять мероприятия по проведению организационных изменений
управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности
анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний и умений в практической деятельности
способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности
способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и теоретические аспекты исследования организационного развития
1.1. Теоретико-концептуальные основы организационного развития Лекции 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
1.2. Теоретико-концептуальные основы организационного развития Практические 2 2 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
1.3. Теоретико-концептуальные основы организационного развития Сам. работа 2 10 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
1.4. Источники, критерии и признаки организационного развития Лекции 2 0 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
1.5. Источники, критерии и признаки организационного развития Практические 2 2 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
1.6. Источники, критерии и признаки организационного развития Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Методические аспекты управления оргаизационным развитием
2.1. Организационная диагностика. Проблемы управления развитием Лекции 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.2. Организационная диагностика. Проблемы управления развитием Практические 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.3. Организационная диагностика. Проблемы управления развитием Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.4. Направления возможных изменений в рамках процесса организационного развития Лекции 2 0 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.5. Направления возможных изменений в рамках процесса организационного развития Практические 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.6. Направления возможных изменений в рамках процесса организационного развития Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.7. Разработка стратегии организационного развития и программы организационных изменений Лекции 2 0 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.8. Разработка стратегии организационного развития и программы организационных изменений Практические 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.9. Разработка стратегии организационного развития и программы организационных изменений Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.10. Командообразование: сущность и функции в организационном развитии Лекции 2 0 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.11. Командообразование: сущность и функции в организационном развитии Практические 2 1 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.12. Командообразование: сущность и функции в организационном развитии Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.13. Разработка проектов организационного развития Сам. работа 2 14 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3
2.14. Зачет 2 4 ПК-6, ПК-9 Л1.2, Л2.6, Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуб А.Т. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л1.3 Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.4 Саратовцев Ю.И. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коротков Э.М., Жернакова М.Б., Кротенко Т.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Шаймиева Э.Ш. Управление изменениями: учебное пособие Казань: Познание, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л2.4 Спивак В.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием : учебное пособие для слушателей программ профессиональной подготовки и переподготовки М. : Издательский дом «Дело», 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443301
Л2.6 Шеремет М.А. Управление изменениями: учебное пособие М.: Издательский дом "Дело", 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс] Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс] Электронное издание журнала "Эффективное антикризисное управление": http://www.e-c-m.ru/ Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом":http://www.mevriz.ru/ Электронно-библиотечная система Издательства "Лань": http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Управление изменениями и развитием" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.