МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии защиты информации в интернете

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Аникин Д.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения),, Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Технологии защиты информации в интернете

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является изучение студентами технологий защиты информации и приобретение ими навыков, необходимых для безопасного применения современных технических и программных средств обработки информации в сети Интернет
Задачи обучения:
• ознакомить студентов с угрозами безопасности информации в сети Интернет;
• показать современные средства защиты информации;
• научить методам информационной безопасности при работе в сети Интернет;
• выработать у студентов навыки безопасного использования коммуникационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1.1 Знает: основы системного подхода, мето-дов поиска, анализа и синтеза информации; основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования.
ОПК-6.1 Отбирает для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение.
ОПК-6.2 Эксплуатирует современные стационарные и мобильные цифровые устройства на всех этапах создания медиапроекта и (или) медиапродукта.
УК-1.2 Умеет: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культу-ры; использовать философский понятий-но-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе систем-ного подхода; самостоятельно анализиро-вать общенаучные тенденции и направле-ния развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культуро-логическую, естественнонаучную, исто-рическую, психологопедагогическую ин-формацию; определять ценностные свой-ства различных видов источников ин-формации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессио-нальной деятельности; сопоставлять раз-личные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать своё мнение
УК-1.3 Владеет: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современ-ного общества, а также природой и тех-нологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и ме-тодикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, яв-лений, процессов в социогуманитарной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о целях, задачах и основных подходах к защите информации в сети Интернет;
о методологии комплексной защиты информации, в том числе для организации безопасного взаимодействия между участниками творческих коллективов и иных структур, учета их деятельности и формирования сопроводительной документации по сети Интернет;
• о методах оценки уязвимости информации;
• о сущности информационного оружия и методах информационных войн.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять существующие угрозы безопасности информации при решении коммуникационных задач с помощью мультимедийных и интерактивных средств;
применять технологии защиты информационной безопасности, в том числе для организации безопасного взаимодействия между участниками творческих коллективов и иных структур, учета их деятельности и формирования сопроводительной документации по сети Интернет;
• исполнять требования организационно-правового обеспечения защиты информации при решении коммуникативных задач с помощью мультимедийных и интерактивных средств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выбора и применения методов и средств защиты информации при решении коммуникативных задач с помощью мультимедийных и интерактивных средств;
использования современных средств информационной безопасности;
соблюдения правил информационной безопасности, в том числе при работе в сети Интернет.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технологии защиты информации в Интернете
1.1. Уязвимость информации, обрабатываемой в коммуникационных системах Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Уязвимость информации, обрабатываемой в коммуникационных системах Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Уязвимость информации, обрабатываемой в коммуникационных системах Сам. работа 1 9 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Защита информации от несанкционированного доступа Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Защита информации от несанкционированного доступа Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Защита информации от несанкционированного доступа Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Криптографические методы защиты информации Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Криптографические методы защиты информации Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Криптографические методы защиты информации Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Программы-вирусы и антивирусная защита Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.11. Программы-вирусы и антивирусная защита Практические 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.12. Программы-вирусы и антивирусная защита Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.13. Защита информации от утечки по техническим каналам Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.14. Защита информации от утечки по техническим каналам Практические 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.15. Защита информации от утечки по техническим каналам Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.16. Организационно-правовое обеспечение защиты информации Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.17. Организационно-правовое обеспечение защиты информации Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.18. Организационно-правовое обеспечение защиты информации Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1
1.19. Комплексная система защиты информации Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Комплексная система защиты информации Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Комплексная система защиты информации Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Внуков А. А. Защита информации: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Л1.2 Загинайлов Ю. Н. Теория информационной безопасности и методология защиты информации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Загинайлов, Ю.Н. Основы информационной безопасности: курс визуальных лекций: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362895
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э4 курс "Технологии защиты информации в интернете" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал,разъяснить темы, трудные для понимания,систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем:прочитайте учебный материал по теме лекциив учебниках и учебных пособиях,уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины,уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными,запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами,внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь,сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции,вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике.Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно:читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям,структурировать материал, составлять словарь терминов,отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п.На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам:учебных и учебно-методических пособий;тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др;перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины;информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответыпредставляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.